Вчера топ-менеджмент Сбербанка представил новую трехлетнюю стратегию группы. Банк и раньше подчеркивал свою сфокусированность на развитии экосистемы, но в Стратегии-2023 руководство представило свои цели и ожидания намного более детально.
Построение интегрированной экосистемы было названо одной из главных целей, финансовые сервисы должны дополняться нефинансовыми, и для последних предполагаются темпы роста намного выше. Так, CAGR (среднегодовые темпы роста) выручки нефинансовых сервисов в ближайшие три года должны превысить 100% (в 2020 году руководство оценивает рост выручки сегмента в 165%, ранее заявленный уровень в 70 млрд рублей должен быть достигнут).
Кроме того, менеджмент указывает, что клиенты нефинансовых сегментов намного активнее пользуются и финансовыми услугами, повышая их прибыльность. В частности, ключевым должно стать развитие сектора электронной коммерции, в котором, по словам руководства, на горизонте предыдущей стратегии Сбербанк не достиг желаемого результата, теперь же стоит задача войти в тройку лидеров к 2023 году и стать лидером рынка к 2030 году.
С учетом предыдущего опыта «Сбер» поменял свой взгляд на партнерство и теперь готов инвестировать только в случае последующей интеграции нового бизнеса в экосистему, также был сделан вывод, что лучше всего группе удаются маркетплейсы.
Для создания «бесшовного» клиентского опыта, привлечения и удержания клиентов предполагается организация единого клиентского пространства – в том числе через SberID (где количество пользователей уже превысило 13 млн), подписки, использование ассистентов и умных устройств.
Фокус на e-commerce предполагает и большое значение логистических решений, здесь «Сбер» за год нарастил активность в семь раз. Также банк собирается предлагать свою облачную платформу для широкого доступа. Кроме того, важной целью является создание рынка массовых инвестиций, Сбербанк ожидает, что доля инвестиций в сбережениях клиента увеличится с 13% до 23%.
Цель по ROAE – выше 17%. Кроме того, были представлены финансовые цели на 2021 год и трехлетний период. Так, в следующем году руководство видит рост корпоративных кредитов на 7-9%, розничных – на 13-15%, розничные депозиты могут прибавить 6-8%. Во всех этих сегментах Сбербанк планирует расти вместе с рынком, а в корпоративных депозитах может опередить его по темпам роста (9–11%). На трехлетнем горизонте средний рост корпоративных кредитов составит 5-7%, розничных – 10-12%.
ЧПМ может потерять около 50 б.п. за год и 80–100 б.п. к 2023 году, стоимость риска в 2021 году, вероятно, будет равна 1,4-1,6% (в силу повышенной дефолтности это все еще будет выше нормализованного уровня), но дальше показатель может приблизиться к 1%.
Рост расходов в следующем году должен быть порядка 10%, на трехлетнем горизонте CAGR оцениваются в 9%, или 5% за вычетом нефинансового бизнеса, который пока требует повышенных инвестиций. Эти вложения, в свою очередь, оцениваются в размере около 4 п.п. от капитала группы, а выручка сегмента может составить 5% операционного дохода к 2023 году, тогда как к 2030 году доля способна вырасти до более существенных 20-30%. ROAE как для будущего года, так и для трехлетнего периода ожидается выше 17%.
Доля небанковского операционного дохода может вырасти до 32%. Достаточность базового капитала на горизонте стратегии ожидается выше 12,5%, что позволит сохранить коэффициент дивидендных выплат на уровне 50%. Для 2021 года показатель прогнозируется в диапазоне 13,5-14%. По словам главы группы Германа Грефа, Сбербанк не собирается держать лишний капитал, но говорить о возможности выплаты более 50% пока преждевременно.
В целом, небанковские сегменты: платежный бизнес, управление активами, рисковое страхование и нефинансовые сервисы к 2023 году должны приносить 32% операционного дохода против 25% в 2020 году. В частности, операционный доход от платежного бизнеса может вырасти на 30% к 2023 году, от управления активами и страхования – более чем на 20% ежегодно.
Мы ждем продолжения презентации и новых подробностей, но в целом, на наш взгляд, масштабная презентация и достаточно амбициозные цели, заявленные в стратегии, должны послужить фактором поддержки для котировок в среднесрочной перспективе.
Топ-5 дивидендных компаний для инвестиций в текущих условиях
В мае 2019 года двое опытных финансовых управляющих поделились с читателями MarketWatch своей стратегией, согласно которой инвесторы не должны чрезмерно сосредотачиваться на дивидендной доходности при выборе акций для портфеля.
Речь идет про Майка Левенгарта, который сейчас является директором по инвестиционной стратегии в финансовой компании E-Trade (Morgan Stanley приобрел ее в октябре), и Льюиса Альтфеста, президента Altfest Personal Wealth Management с активами под управлением на сумму около $1,4 млрд.
Недавно была разработана новая стратегия, в основу которой легли критерии, предложенные Левенгартом. Таким образом, удалось выделить пятерку компаний, наилучшим образом подходящих для инвестиций в текущих условиях, – со списком вы можете ознакомиться ближе к концу статьи.