Всего 5% активных российских интернет-пользователей предпочитают расплачиваться наличными, все остальные обращаются к тем или иным видам электронных платежей. К таким выводам пришли аналитики платежной системы PayPal и аналитического агентства Data Insight в результате совместного исследования, посвященного актуальным тенденциям онлайн-коммерции и электронных платежей в России.
«Говорят, что Россия – страна кэша. Я ставлю своей задачей развенчать этот миф, и мне кажется, что данные нашего исследования весьма этому способствуют», - отметил в своем выступлении перед журналистами глава PayPal в России Владимир Малюгин. По его словам, в ходе опроса российских интернет-пользователей аналитики зафиксировали стирание грани между онлайн и оффлайн-платежами.
Как отметил сооснователь и партнер Data Insight Федор Вирин, если 10 лет назад 90% денег российских потребителей составляли наличные и всего 10% – суммы на банковской карточке, то сейчас ситуация изменилась кардинально, во всяком случае – для граждан России, имеющих доступ к интернету. Всего 5% опрошенных пользователей держат все свои средства для текущих расходов в виде наличных. Все остальные в истекшем году обращались к тем или иным видам электронных платежей. В частности, 64% опрошенных пользователей расплачивались электронными деньгами, 75% – онлайн-банкингом и 51% – мобильным банкингом.
Онлайн-платежи с дебетовых карт осуществляли 87% опрошенных интернет-пользователей, с кредитных карт – 46%, с виртуальных карт – 31% респондентов. При этом большинство опрошенных имеют счета более чем в одной электронной платежной системе и используют для онлайн-платежей более одной банковской карты. Любопытно также, что треть опрошенных призналась в том, что может забыть или опоздать с платежом в случае, если нет возможности осуществить его онлайн.
Любопытна статистика, полученная по банковскому сектору. Мобильное приложение банка оказалось установлено на смартфоне каждого второго активного интернет-пользователя. При этом интернет-платежи (в том числе – при помощи мобильного телефона) зачастую используются из-за недоступности банковских услуг: 7% опрошенных респондентов живут более чем в 10 км от ближайшего банка, а 3% – более чем в 10 км от ближайшего банкомата. Еще один довод в пользу онлайн-операций – экономия времени: в среднем визиты в банк или использование банкоматов отнимают у респондентов около 35 часов ежегодно.
Совместное исследование PayPal и Data Insight было проведено на основе access-панели TNS (включает около 260 000 респондентов) и охватило активных пользователей интернета в возрасте от 18 до 64 лет, проживающих как в крупных, так и в небольших населенных пунктах (с населением менее 400 тысяч человек).
Напомним, что в 2014 году аудитория российского интернета оказалась самой крупной в Европе, превысив 80 млн человек. При этом количество активных пользователей, согласно данным исследования, составляет 60-65 млн: они имеют опыт пользования сетью более двух лет и выходят в интернет ежедневно. 40 млн из них в указанный период совершали онлайн-покупки, и 25 млн осуществляли онлайн-платежи, причем почти половина из них совершала оплату при помощи мобильного устройства.