На сессии «Капитализация Дальнего Востока: как финансовый центр на острове Русский обеспечит развитие макрорегиона?» Восточного экономического форума-2025 Сергей Ромашов, председатель совета директоров Группы «ВИС», рассказал о потенциале инфраструктурных инвестиций и перспективах привлечения народного и международного капиталов.
Рынок ГЧП: 8 триллионов рублей и 20 лет опыта
Ромашов напомнил, что концессионные проекты и государственно-частное партнёрство в России за два десятилетия превратились в полноценную отрасль с совокупным объёмом более 8 трлн рублей:
«Наша группа порядка 10% в этом сегменте занимает. Мы один из ключевых игроков, входим в тройку лидеров, а среди частных компаний являемся крупнейшими».
По словам Алексея Ромашова, бизнес строится на горизонте 20–25 лет и требует комплексного управления рисками на всех стадиях — от подготовки проекта до эксплуатации. В портфеле компании 17 дальневосточных проектов, 12 из которых уже завершены. Среди ключевых — «Обход Хабаровска» «Ленский мост».
Финансирование и новые инструменты
С момента основания компания ориентировалась на рынки капитала как альтернативу банковскому финансированию. Сегодня её портфель оценивается в 860 млрд рублей, при этом большая часть денежных потоков гарантирована публичными партнёрами:
«Это идеальный продукт для управляющих пенсионными деньгами — долгосрочные проекты с гарантированным потоком более чем на 25 лет».
Ромашов отметил, что диалог о привлечении пенсионных средств к инфраструктурным проектам, который вёлся с ЦБ и ВЭБ с середины 2010-х годов, наконец выходит на практический уровень. На форуме было объявлено о запуске «народных облигаций» для финансирования инфраструктуры:
«Для нас это важный шаг. Привлечение народного капитала через рынки — серьёзное расширение потенциала бизнеса».
110 трлн рублей внебюджетного потенциала
По оценкам экспертов, к 2040 году совокупный объём инфраструктурного рынка в России может составить 180 трлн рублей. При этом бюджеты разных уровней готовы профинансировать около 70 трлн, что оставляет 110 трлн для внебюджетных партнёров:
«Чтобы освоить такой потенциал, нужны совершенно новые инструменты. Народные облигации — первый шаг в этом направлении».
Ромашов подчеркнул, что публичность и выход на фондовый рынок могут стать следующим этапом для компаний, работающих в инфраструктуре:
«Когда мы познакомим рынок с данной моделью, это станет хорошим конвейером для привлечения капитала не только федеральными, но и региональными компаниями».
Эльдорадо для зарубежных инвесторов
Отдельное внимание Сергей Ромашов уделил перспективам привлечения международного капитала. Компания уже вела переговоры с китайскими и арабскими инвесторами:
«При правильной организации и прозрачных правилах Дальний Восток может стать эльдорадо для иностранных инвесторов».
Создание многофункциональной биржи на острове Русский, по мнению Ромашова, станет важным инструментом для достижения этой цели.
Перспективные проекты: от Лены до Тихого океана
По словам Ромашова, масштабность задач подтверждает и статистика: с 2019 по 2024 год рынок внебюджетного финансирования на принципах концессий рос на 29% ежегодно.
В заключение Сергей Ромашов поделился «фантазийным» проектом, который обсуждался ещё в 1990-е годы между Россией и США — соединение Якутска и Аляски через мост и железнодорожный коридор:
«Железная дорога к Якутску подведена, мост через Лену уже строится и будет готов к 2028 году. Перспективы колоссальные — нам нужно быть готовыми к этим вызовам».
Другие материалы с Восточного экономического форума:
Владимир Путин на ВЭФ-2025. ГлавноеРоман Горюнов: Дальний Восток может стать новым финансовым центром России
Зампред ЦБ Гузнов: дискуссия по вопросам налогообложения ЦФА близка к завершению
ВЭФ-2025: Анонимность криптоактивов — это миф
«Газпром нефть» поддержала создание национальной квалификации
Минфин делает ставку на цифровые инструменты и QR-коды для трансграничных платежей
ВЭФ-2025: бизнес, вузы и профсообщество объединяют усилия для подготовки кадров
Национальная финансовая квалификация: от импорта к созданию собственного стандарта
Народные облигации – инструмент реализации значимых проектов