Компании и люди / Financial One

Глава «Газпрома» предсказал конец «Бреттон-Вудской системы – 2»

Глава «Газпрома» предсказал конец «Бреттон-Вудской системы – 2»
6404

Про будущее международной финансовой системы рассказал на ПМЭФ председатель правления, заместитель председателя совета директоров «Газпрома» Алексей Миллер.

Приводим от первого лица

Сегодня хотелось бы затонуть ряд очень важных, фундаментальных вещей. Думаю, что вы все согласитесь, что мы все являемся свидетелями очень серьезных тектонических вещей, которые происходят на сырьевых рынках. Самое главное, что меняются экономические парадигмы, в частности происходит затухание «Бреттон-Вудской системы – 2». Мы с вами свидетели ценовых шоков, сверхвысокой волатильности на сырьевых рынках, очень высокой инфляции. Но все это началось не вчера, не сегодня. Здесь нужно сказать огромное спасибо в кавычках зарубежным регуляторам и в частности европейским регуляторам. 

Давно мы с вами не слышали такое замечательное словосочетание «Третий энергетический пакет». А давайте вспомним, что такое «Третий энергетический пакет» и куда пришли наши потребители с этим пакетом. Первое – в рамках определения цен на газ давайте откажемся от индексации с привязкой к ценам на нефть. Прекрасно. Европейские регуляторы стали работать над этим. Что мы имеем сегодня? Все хотят, чтобы по их контрактам поставка осуществлялась с нефтяной привязкой, так как это самые низкие цены на газ.

Далее. Давайте откажемся от долгосрочных контрактов. Зачем они нужны? Давайте переходить на спот, на биржевые инструменты. Но мы с вами знаем, что если газ не продан, то мы добычные мощности не создаем. На сегодняшний день мы можем порадовать наших регуляторов, что под те долгосрочные контракты, которые не продлены или не перезаключены, под них добычные мощности не создаются. Получается недоинвестирование в газовую отрасль. Что касается спота, то мы предупреждали и говорили: «Зачем вам это делать, когда газ в отличие от нефти не является классическим биржевым товаром?» 

Как результат, все эти биржевые площадки оказались неликвидными. 

«Северный поток – 2» мы строили так, как и «Северный поток – 1». Сначала получаем заказ. Не мы же сами начинаем строить. Нас просили построить, инвестированы огромные средства. Когда все построено, две нитки находятся под давлением, газ можно хоть сегодня начать поставлять. В Германии он не запущен в работу, так как не сертифицирован. Тогда возникает вопрос, как можно доверять. Сказать более жестко – это дискриминация инвесторов.

То что касается инфляции, волатильности цен, то все эти решения, которые были провозглашены и воплощены в жизнь, то вот получите и распишитесь.

Инфляция рождает потребность в кредитах, включая краткосрочные, но тогда у банков возникает потребность в большей ликвидности. Мы видим, что определенные банки испытывают определенные сложности в предоставлении таких кредитов. Может быть, что такая возможность у них через некоторое время и вовсе иссякнет с учетом такой волатильности и таких ценовых шоков. Мы являемся свидетелями разрыва двух систем: с одной стороны, системы товарно-сырьевых рынков, ресурсной системы, а, с другой стороны, номинальной системы центральных банков, резервной системы. 

Разрыв наблюдается не по причине, что кто-то кого-то обвиняет. Центральные банки регулируют номинальную стоимость денег: процентные ставки, валютные курсы. Но все это номинальные вещи. Через эти номинальные вещи они управляют и контролируют спрос. Не контролируют они предложение товарно-сырьевых рынков. Инструментов таких у них нет. «Бреттон-Вудская система – 2» работает в следующей парадигме: наша валюта, наши правила, мы вам говорим, как можно пользоваться нашей валютой, что мы вам разрешаем, закон – это Атлантика. Мы видим, что доминирование доллара уходит, появляются расчеты в национальных валютах. В конечном итоге меняется парадигма. Сейчас на первое место выходит схема «товар, деньги, товар». Продали газ, его добыли. Наш газ – наши правила. 

Мы не играем в игры, правила к которым придумали не мы. Кто-то говорит закон Атлантика, а кто-то говорит закон Тайга. Самое интересное, что санкционная политика и контрсанкционная политика привела к последствиям, которые никто и не предполагал. Санкции и контрасанкции затронули глобальные сырьевые рынки.

На сегодняшний день наступила санкционная и квазисанкционная запутанность. В этой ситуации оказывается, что институты Бреттон-Вудской системы, глобальные международные институты. Они теряют смысл. Они не работают и тихо отмирают. Никто же не сказал, что апокалипсис той или иной парадигмы должен наступить в один день. 

ЦБ планирует поднять уровень защиты инвесторов и вернуть доверие к рынку

Какое будущее ждёт российскую экономику, обсудили на сессии ПМЭФ спикеры площадки: глава ЦБ, министры экономики и финансов, а также помощник президента РФ.

Возвратится ли экономика России к прежнему пути развития, решил узнать у спикеров председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

На этот вопрос председатель Банка России Эльвира Набиуллина ответила так: «Ситуация быстро меняется, нужно иметь возможность и умение быстро на нее реагировать. Это, на мой взгляд, главное. По-прежнему будет или нет? Мне кажется, всем очевидно, что по-прежнему не будет. Внешние условия изменились надолго, если не навсегда, и значимо изменились».

Продолжение







Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи
  • Доллар в 2025 году показал худший результат среди ведущих мировых валют
    Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 30.12.2025 18:29
    1383

    Слабость доллара в 2025 году стала редким случаем, когда фактором номер один оказалась не геополитика, а ключевая ставка. Индекс DXY (соотношение стоимости американского доллара к корзине из шести мировых резервных валют) с начала 2025 года просел на 9,57%, и рынок довольно прямо связал это с разворотом ФРС в сторону смягчения монетарной политики, в декабре Федрезерв США диапазон ставки опустили до 3,5–3,75% годовых. more

  • Рынок РФ поднялся выше, решение ЦБ сдержало девальвацию
    Елена Кожухова, аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» 30.12.2025 17:50
    1754

    Российский фондовый рынок завершает декабрь 2025 года повышением примерно на 2,8% и 3,2% по индексам Мосбиржи и РТС соответственно, которые в самом конце года на геополитическом оптимизме обновили пики с сентября 2819 пунктов и 1143 пункта соответственно. more

  • Итоги года для рубля и перспективы 2026
    Дмитрий Бабин, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» 30.12.2025 17:22
    1475

    Рубль начал 2025 г. около трехлетних минимумов, установленных в ноябре 2024 г. И мало кто ожидал последовавшего затем сильного подорожания, а также внушительной устойчивости как к внешним рыночным и санкционным ударам, геополитической нестабильности, так и внутриэкономическим негативным драйверам.more

  • Итоги уходящего года перспективы 2026-го
    Елена Болотина 30.12.2025 16:52
    1508

    В предновогоднем эфире на канале «Bitkogan Talks» политолог Дмитрий Абзалов разобрал ключевые события 2025 года и перспективы 2026-го. В центре внимания оказались международные переговоры, ситуация на финансовых рынках и стратегии инвестирования. Эксперт рассказал о перспективах урегулирования конфликта на Украине, изменениях в экономике России и США, а также дал советы по инвестированию в недвижимость, драгоценные металлы и криптовалюту.more

  • Годовое укрепление курса рубля к доллару составляет около 28%
    Александр Потавин, аналитик ФГ «Финам» 30.12.2025 15:51
    1535

    30 декабря валютная пара USD/RUB торгуется на межбанковском рынке в районе 78,6 руб. – это на рубль ниже, чем было две недели назад. Таким образом, в декабре рубль не показал ослабления, сохранив торговлю примерно на тех уровнях, где он был в первой половине июня. Это весьма завидная динамика для российской валюты в этом году.more