Про влияние санкций на энергетическую отрасль, состояние российского машиностроения и перспективы газопоршневых и атомных технологий рассказал профессор Московского энергетического института, доктор технических наук Евгений Гашо на канале «Геоэнергетика инфо».
Несмотря на заявления о сохранении позиций на мировом энергетическом рынке, ситуация остается сложной. По данным отчета премьер-министра, производство высокотехнологичного оборудования в российском машиностроении увеличилось на 20%. Однако, как отмечает Гашо, без четкого понимания, в каких единицах измеряется этот рост (количестве, тоннаже или стоимости продукции), подобные показатели остаются формальными. Особое внимание эксперт уделяет локализованной турбине, которая, по всей видимости, уже начала поступать на рынок. Однако, по его мнению, рост выпуска оборудования не означает немедленного улучшения ситуации, если модернизация электростанций продолжает откладываться.
«Производить турбины – это одно, а внедрять их в реальную энергосистему – совсем другое. Пока модернизация буксует, о кардинальных изменениях говорить рано», – подчеркнул Гашо.
Модернизация электростанций
С начала года Министерство энергетики перенесло модернизацию 22 электростанций. Это вызывает закономерный вопрос: если производство оборудования растет, почему проекты обновления откладываются? Дополнительную неопределенность создает перенос апрельского отбора мощности на октябрь, что свидетельствует о недостаточной готовности проектов.
Проблемы особенно заметны в Дальневосточном регионе, где дефицит мощностей остается острой проблемой. Хотя в 2023 году президент России поручил разработать стратегию развития электроэнергетики региона, пока значительных изменений не произошло. Более того, экспорт электроэнергии в Китай сократился в пять раз, что говорит о растущем внутреннем спросе и недостатке мощностей для внешних поставок.
Малые АЭС и газопоршневые электростанции
Из-за нехватки производственных мощностей «Росатом» вынужден заказывать корпуса для малых атомных станций в Китае. Официальное объяснение заключается в полной загрузке российских судостроительных заводов. Однако, как отмечает Гашо, эта ситуация лишь подчеркивает системные проблемы в отрасли. Среди альтернативных решений эксперт рассматривает использование плавучих газопоршневых электростанций, подобных тем, что производит турецкая компания Cargo Power.
Эти станции способны быстро наращивать или сокращать мощность, что делает их более гибкими в сравнении с традиционными турбинами.
«Газопоршневые станции уже давно применяются в странах с нестабильной энергосистемой. Вопрос в том, насколько Россия готова к таким решениям», – отметил эксперт.
Несмотря на потенциальные преимущества, переговоров с турецкими производителями пока не велось, а российские проекты крупных ветроэлектростанций на Дальнем Востоке не получили поддержки из-за сложностей с балансировкой энергосистемы.
Гидроэнергетика и водоросброс
Одним из дискуссионных вопросов остается регулирование водохранилищ в условиях ветроэнергетики. Гашо сомневается, что балансировка ветровой генерации за счет сброса воды с гидроэлектростанций может быть реализована без серьезных экологических и социальных последствий, так как любые изменения уровня воды требуют согласования с Росводресурсами.
Кроме того, проект строительства приливной электростанции на Пенжинской губе, который предполагал производство водорода с последующей транспортировкой дирижаблями, также оказался нереализуемым. Основная проблема заключается в сложности хранения и транспортировки водорода, особенно с учетом его высокой воспламеняемости.
«Идея производства водорода в отдаленных регионах звучит привлекательно, но логистика остается ключевой проблемой», – пояснил Гашо.
Александр Фролов про динамику цен на топливо и влияние госрегулирования
Про обеспеченность российского рынка моторными топливами, динамику биржевых цен и влияние государственного регулирования на стоимость бензина и дизеля рассказал заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов на канале «Борис Марцинкевич».По данным Минэнерго, на данный момент российский топливный рынок полностью обеспечен моторными топливами, отмечает Александр Фролов. По его словам, страна накопила достаточные запасы как для массового потребления, так и для нужд сельхозпроизводителей. Это особенно важно в начале посевного сезона, когда спрос на дизельное топливо традиционно возрастает. Аграрный сектор остается основным потребителем в этот период, и хотя существуют альтернативные виды топлива, например газомоторное топливо, их внедрение идет крайне медленно.