Про обеспеченность российского рынка моторными топливами, динамику биржевых цен и влияние государственного регулирования на стоимость бензина и дизеля рассказал заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов на канале «Борис Марцинкевич».
По данным Минэнерго, на данный момент российский топливный рынок полностью обеспечен моторными топливами, отмечает Александр Фролов. По его словам, страна накопила достаточные запасы как для массового потребления, так и для нужд сельхозпроизводителей. Это особенно важно в начале посевного сезона, когда спрос на дизельное топливо традиционно возрастает. Аграрный сектор остается основным потребителем в этот период, и хотя существуют альтернативные виды топлива, например газомоторное топливо, их внедрение идет крайне медленно.
Биржевые цены и их влияние на рынок
Торговля топливом на бирже остается относительно стабильной, несмотря на сезонные колебания. Фролов обращает внимание, что стоимость зимнего дизельного топлива в начале периода высокого спроса составляла 75000 рублей за тонну, а затем снизилась до 59-60 тысяч рублей. Эксперт подчеркивает, что важно учитывать не только абсолютные значения цен, но и их динамику. Например, стоимость 92-го бензина держится в пределах 49-51 тысячи рублей за тонну, а разница с 95-м бензином составляет около 6000 рублей. В прошлом этот разрыв сокращался до 1-2 тысяч, что сигнализировало о возможном ценовом кризисе.
«Когда разница между 92-м и 95-м бензином уменьшается до минимума, это признак серьезных рыночных дисбалансов», – отмечает Фролов.
Хотя оптовые котировки топлива зависят от биржи, розничные цены формируются по другим принципам. Эксперт поясняет, что стоимость бензина и дизеля на заправках учитывает налоги, государственное регулирование и соглашения между нефтяными компаниями и властями. По данным Росстата, к 24 марта 2025 года наблюдалось повышение цен на бензин до 2% с начала года. Хотя рост цен остается в рамках инфляции, Фролов отмечает, что в 2023 году сначала не было значительного подорожания, но затем летом произошел резкий скачок.
«Ситуация может повториться, если не учитывать влияние сезонных факторов и рыночной конъюнктуры», – предупреждает он.
Государственное регулирование и его последствия
Фролов напоминает, что цены на топливо зависят не только от биржевых котировок, но и от налоговой политики. Один из ключевых инструментов стабилизации – «Протокол Козака», введенный в 2018 году, который ограничивает рост розничных цен уровнем инфляции. Однако такая мера приводит к сложностям для независимых АЗС, особенно при резких скачках оптовых цен.
Если осенью 2023 года 95-й бензин на бирже стоил 75 000 рублей за тонну, то с учетом налогов и транспортных расходов его розничная цена могла оказаться ниже себестоимости. Отдельного внимания заслуживают законодательные инициативы по регулированию цен. Эксперт комментирует предложения некоторых депутатов о привязке стоимости топлива к инфляции, но отмечает, что такие проекты часто недостаточно проработаны.
«В прошлом году были представлены три законопроекта, но их основная часть занимала всего один лист формата А4, что говорит о поверхностном подходе к проблеме», – отмечает Фролов.
Борис Марцинкевич про ториевую энергетику
О перспективах использования тория, технологических барьерах и причинах, по которым он так и не стал основой ядерной энергетики, рассказал эксперт в области энергетики Борис Марцинкевич на канале «Борис Марцинкевич».Одной из главных причин интереса Китая к торию является ограниченность собственных запасов урана, отметил Борис Марцинкевич. Страна вынуждена полагаться на импорт, что создает риски для энергетической безопасности.
По словам эксперта, Китай активно ищет урановые месторождения по всему миру: в Казахстане, Узбекистане и Африке. Однако добыча урана не всегда успешна, поэтому внимание переключается на торий, который можно извлекать из редкоземельных металлов, крупнейшие залежи которых находятся на китайской территории. «Китайцы действуют прагматично: если нельзя обеспечить себя ураном, нужно искать другие пути», – отметил Марцинкевич.