Особенности формирования цен на бензин в России и США, запрет на экспорт бензина и многое другое обсудили с заместителем генерального директора Института национальной энергетики Александром Фроловым.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
Если говорить про текущую ситуацию с ценами на бензин, можно выделить два основных момента. Во-первых, если СМИ не акцентируют внимание на данной теме, люди следят за ней гораздо менее активно. Если не говорить о ценах на бензин постоянно, реакция населения будет не столь эмоциональной. В действительности этот фактор не такой уж значимый для нашего внутреннего потребителя. Хочу подчеркнуть: это не означает, что о проблеме роста цен на бензин не стоит говорить. Но зачастую людей раздражает сам факт роста цен, а не уже выросшие цены, которые они видят.
Во-вторых, здесь стоит затронуть происходящее в США. В 2021 году администрация Джо Байдена стала предпринимать шаги для снижения цен на внутреннем рынке: было объявлено о крупнейшей распродаже нефти из стратегического резерва с целью сбить цены. Зачем? Дело в том, что к тому моменту цены на внутреннем рынке сильно выросли, что не понравилось избирателям. В отличие от России, в США существует прямое влияние долларовой цены нефти на долларовую цену бензина.
К выборам в США начинают готовиться заранее. Для американского рынка стоимость бензина является важным фактором, определяющим электоральные настроения. Уровень потребления бензина там выше, поскольку система общественного транспорта не так развита, как в России, а многие люди живут в пригороде. Суть в том, что электоральные настроения в России не определяются ценой на бензин, в отличие от США.
Как формируются цены на бензин в России и США
Обычно в США 50% стоимости бензина зависит от стоимости нефти, а еще около 25% – от переработки. В России система выглядит по-другому. У нас на розничные цены влияют три важных фактора. Во-первых, это биржевые котировки, которые определяют оптовые цены.
Во-вторых, договоренность правительства РФ с нефтяными компаниями о сдерживании роста розничных цен на нефтяные виды моторных топлив на розничных сетях этих компаний в пределах инфляции.
В-третьих, налоги: пока баррель дойдет до нефтеперерабатывающего завода, из него заберут примерно половину цены. Налог на добычу полезных ископаемых – в принципе один из крупнейших собираемых налогов и крупнейший нефтегазовый налог в РФ. Это первый момент. Второй момент заключается в том, что, после того как баррель превратился в литры бензина и дизельного топлива, и эти литры попали на внутренний рынок, с них начинает платиться акциз. Если у вас возникает вопрос о том, почему в Казахстане топливо российских производителей стоит дешевле, чем в России, посмотрите на акциз в Казахстане – там с литра берут меньше налогов.
В чем смысл введения запрета на экспорт бензина
В России сложилась ситуация, в которой часть роста цен на бензин нельзя было объяснить обычными факторами. Цены начали расти попросту из-за панических настроений: в конце апреля 2023 года некоторые представители финансового-экономического блока сообщили о своем намерении с 1 июля в два раза снизить демпфирующие выплаты. Непонятно, зачем такое решение было принято перед сезоном высокого спроса, и почему нельзя было донести мысль до рынка четко, чтобы не возникло паники.
Что сделали участники рынка, услышавшие новости? Многие приняли решение на всякий случай сделать дополнительные запасы. А для того, чтобы ситуация начала выходить из-под контроля, достаточно неожиданного роста спроса всего на 1-2%. Котировки начали расти, сроки доставки – удлиняться, а спрос – еще сильнее усиливаться. В результате получился снежный ком.
При чем тут запрет на экспорт, который ввели в текущем году? В начале года мы столкнулись с некоторыми проблемами, связанными с внеплановым ремонтом ряда мощностей. Тема начала раздуваться через блогосферу и СМИ до неадекватных масштабов. К примеру, медиа писали громкие новости о начале внепланового ремонта завода, называя его крупнейшим поставщиком нефтепродуктов на юге России. Но не было сказано о том, что примерно 90% продукции этого завода идет на экспорт. Более того, этот завод вообще не занимается производством товарного автобензина или дизельного топлива, а производит полуфабрикаты. В результате люди читают новости и в очередной раз приходят в ужас от происходящего, что порождает панические настроения.
Новости о взрывах на нефтебазах и дефиците в январе и феврале привели к росту котировок, хотя в эти месяцы наблюдается период самого низкого спроса. Люди паникуют и делают запасы, что приводит к раскручиванию спирали. Стоит подчеркнуть, что по состоянию на август дефицит, о котором писали медиа, так и не наблюдается.
Запрет на экспорт в первую очередь прекращает панику по поводу возможного дефицита бензина. К слову, у нас экспортируется только 10-15% всего производимого бензина, 90% идет на внутренний рынок.
Дмитрий Целищев про золото, IPO, ЦФА и актуальные инструменты
Обмен активов, IPO, золото и ЦФА обсудил Дмитрий Целищев, управляющий директор инвесткомпании «Риком траст».
«Это отличный шаг навстречу инвесторам», – комментирует Дмитрий Целищев. Эксперт считает обмен активов хорошим решением по развитию рынка и предполагает дальнейшее позитивное продолжение этой ситуации.
IPO
IPO финансист называет одним из основных драйверов рынка. По его мнению, публичный выход компаний способствует притоку новых инвесторов на рынок, что делает его более привлекательным. Целищев отмечает, что правительство выбрало правильный курс, следуя указу президента о повышении привлекательности и емкости финансового рынка с установлением многотриллионных показателей к 2030 году. IPO, по словам эксперта, является одним из ключевых факторов, способствующих достижению этих целей.