Прогнозами поделился эксперт в области глобальной валютной системы и автор канала «Eurodollar University» Джефф Снайдер.
Рэй Далио, известный инвестор и основатель компании Bridgewater Associates, выступил с отрезвляющим предупреждением: он опасается чего-то худшего, чем рецессия в США.
Главная мысль Далио, высказанная им во время недавнего выступления в программе «Meet the Press» на канале NBC, заключается в том, что экономика США находится на грани рецессии. Но он особенно обеспокоен тем, что произойдет, если экономический спад пересечется с негативным монетарным событием.
«Сейчас мы находимся в точке принятия решений и очень близки к рецессии, и я опасаюсь чего-то худшего, чем рецессия, если с ситуацией не удастся справиться», – сообщил он.
Далио также порекомендовал Конгрессу сократить дефицит федерального бюджета до 3% ВВП. В противном случае, предупредил он, США могут столкнуться с несоответствием спроса и предложения на долговые обязательства, а также с другими проблемами. Он даже сказал, что кризис на рынке облигаций в сочетании с внутренними и международными конфликтами может оказаться серьезнее, чем отмена Никсоном золотого стандарта в 1971 году или мировой финансовый кризис 2008 года.
Ключевая проблема
Что отличает типичную рецессию от полномасштабного кризиса? По мнению Джеффа Снайдера, серьезный кризис наступает в случае, когда рецессия переплетается с дефляционной спиралью и дисфункцией ключевых финансовых рынков, особенно рынка гособлигаций.
То, что сейчас происходит на рынке казначейских облигаций США, может быть предупреждающим сигналом – тем более что это уже второй такой сигнал за последние четыре месяца. Первый сигнал все восприняли неправильно, решив, что рост доходности в декабре и январе был связан с инфляцией или действиями Федеральной резервной системы. Но затем появились дополнительные признаки, указывающие на дефляцию.
Важно подчеркнуть, что американская экономика намного слабее, чем считалось ранее. Именно на это реагирует фондовый рынок – внезапное осознание того, что риск полномасштабной рецессии гораздо выше. И поступающие данные продолжают подтверждать эту точку зрения.
Последний опрос Федерального резервного банка Нью-Йорка показал, что опасения потребителей по поводу потери работы растут. Вероятность роста безработицы в ближайший год подскочила до 44%, что является одним из самых высоких показателей за всю историю наблюдений и даже превосходит уровень начала 2020 года. Страх перед увольнениями становится широко распространенным: индекс потребительского доверия от Мичиганского университета недавно достиг второго самого низкого уровня с 1952 года.
Что еще хуже, прогнозы населения в отношении роста доходов падают. Инфляционные ожидания остаются на прежнем уровне, а это свидетельствует о том, что американцев пугает не долгосрочный инфляционный риск, а скорее одноразовое давление со стороны потенциальных тарифов или краткосрочных затрат.
«Рэй Далио по-своему прав, но он фокусируется на симптоме, а не на причине. Он беспокоится о том, что отсутствие покупателей на американские долговые обязательства приведет к росту ставок. Но ключевая проблема в том, что на рынке казначейских облигаций слишком много продавцов, и причина в дефляции», – объясняет Снайдер.
Что происходит, когда дефляция сочетается с рецессией
Все становится по-настоящему плохо. Реальным риском является дефицит доллара, а не вероятность повышения процентных ставок, считает эксперт.
«Все говорит о том, что вероятность снижения процентных ставок гораздо выше, чем их повышения. Та же история, когда люди говорят, что доллар слаб. Доллар не слаб в целом – он слаб по отношению к некоторым валютам, таким как швейцарский франк или евро. Или возьмем японскую иену – ее сила является еще одним признаком глобальных проблем с долларом. Все это – часть дефляционной монетарной среды», – говорит он.
Подтверждение этому можно увидеть и на примере соотношения меди и золота. В то время как золото стремительно росло – под влиянием волатильных финансовых рынков, экономической неопределенности и общей нестабильности, – медь распродавалась. Почему? Из-за той же самой основной проблемы: дефляционных монетарных условий.
В результате соотношение меди и золота упало – не из-за инфляционных опасений и не из-за роста процентных ставок, а из-за дефляционного давления, связанного с более широкой экономической и денежной системой, объясняет Снайдер.
Экономист Пол Кругман: «Тарифы – отличный способ уничтожить экономическую исключительность США»
Последствия тарифной политики президента США Дональда Трампа, потенциал глобальной экономической перестройки и будущее международной торговли обсудил лауреат Нобелевской премии, экономист Пол Кругман в недавней беседе с журналистами Bloomberg.
Кругман выразил серьезную обеспокоенность тем, в каком направлении движутся США, особенно в свете новых тарифов, объявленных президентом Трампом. По словам эксперта, они намного превышают исторические нормы, установленные в ходе прошлых торговых войн, например законом Смута-Хоули 1930 года (законом поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых в США товаров). Проблема в том, что в настоящее время экономика США сейчас гораздо более открыта для международной торговли, чем в 1930-х годах, поэтому существенно сильнее зависит от нее.