Экспертиза / Financial One

ЕЦБ пока не спешит с ужесточением политики

ЕЦБ пока не спешит с ужесточением политики
1495

Одним из ключевых событий этой недели должно стать заседание ЕЦБ по вопросам денежно-кредитной политики, которое завершится в четверг пресс-конференцией его председателя Марио Драги. 

Несмотря на многочисленные признаки циклического восстановления европейской экономики, ЕЦБ пока не спешит с ужесточением политики, ссылаясь на низкую инфляцию, которая в еврозоне по-прежнему недотягивает до целевых 2%. Сейчас она составляет 1,5%. Европейский регулятор признает, что угроза дефляции миновала, но при этом прогнозирует, что в ближайшие годы инфляция останется примерно на том же уровне, что и сейчас: 1,5% в этом году, 1,2% – в 2018-м и 1,5% – в 2019-м. Что касается базовой инфляции, то, согласно прогнозу, озвученному Драги на конференции МВФ и Всемирного банка, ЕЦБ ожидает ее постепенного повышения на среднесрочном горизонте.

Как отметил Драги, европейская экономика по-прежнему нуждается в значительном монетарном стимулировании, в связи с чем, по его словам, процентные ставки ЕЦБ и после завершения текущей программы покупки активов (APP) еще достаточно долго будут оставаться на нынешних уровнях. Программа, в рамках которой ЕЦБ ежемесячно приобретает облигации на сумму 60 млрд евро, должна завершиться в конце этого года. Однако финансовые рынки ожидают, что в четверг ЕЦБ объявит о ее продлении еще на шесть–девять месяцев, при этом сократив объем покупки до 30 млрд евро. Пока сложно сказать, в какой степени на решение ЕЦБ могут повлиять последние политические события, в частности, успех правых партий на недавних выборах в Австрии и Чехии, очевидно, являющийся реакцией общества на миграционный кризис, и растущее неприятие углубления евроинтеграции в целом.

Ситуация вокруг независимости Каталонии остается сложной. На прошедших выходных правительство Испании объявило о том, что намерено приостановить автономию области. Референдумы об автономии итальянских областей Ломбардия и Венето показали, что их жители также выступают против евроинтеграции и контроля со стороны центральных властей. Переговоры по поводу Brexit, судя по всему, зашли в тупик, и растет вероятность, что договориться сторонам так и не удастся.

Юридически ЕС не может предложить Великобритании (или любой другой стране) торговое соглашение, то есть приоритетный доступ к единому европейскому рынку, до тех пор пока страна остается членом союза (подробнее о том, почему ЕС не может заключить юридически обязывающее соглашение, которое будет регулировать отношения в переходный период до полного выхода страны из союза, смотрите в анализе Мартина Хоу; о том, почему Великобритания в принципе не нуждается в торговом соглашении с ЕС и может полагаться на правила ВТО, см. статью Лиама Халлигана).

Вчера в Японии состоялись досрочные парламентские выборы, по итогам которых уверенную победу одержала либерально-демократическая партия. В связи с этим индекс Nikkei225 вырос на 1% и сейчас находится на самом высоком уровне с 1996 года. Кроме того, стоит отметить, что Банку Японии принадлежит 50–60% всех японских ETF, что должно приводить к искажению «справедливых» уровней доходности суверенных облигаций. На этой неделе состоится заседание Банка Японии по денежно-кредитной политике, но никаких изменений в преддверии смены главы регулятора в начале следующего года инвесторы не ожидают. Это, а также вероятность более быстрой нормализации политики ФРС (и, возможно, ЕЦБ) способствуют росту курса USDJPY, который вполне может протестировать максимумы этого года на уровне 114–115. Курс EURJPY сейчас находится примерно в середине диапазона 94–170 (минимум и максимум за период с 2008 года). Курс EURUSD сегодня снижается в ответ на упомянутые выше политические события. Промежуточная поддержка находится на уровне 100-дневного скользящего среднего на отметке 1,1658. Текущее сочетание монетарных и фискальных факторов указывает на укрепление доллара и ослабление евро. Особенно это касается фискальной политики. В случае США речь идет о вероятной реализации налоговых инициатив президента Трампа (это, правда, зависит от решения по вопросу потолка долга, которое должно быть принято до 8 декабря, а кроме того, существуют сомнения относительно эффективности данных мер с точки зрения их влияния на американскую экономику). Что касается фискальной политики еврозоны, то она по-прежнему не содержит никаких стимулов экономического роста.

МВФ и Всемирный банк недавно представили достаточно позитивную оценку ситуации в мировой экономике. Довольно много хороших экономических новостей поступает и с проходящего в Пекине 19-го съезда Компартии Китая. Хотя в этой бочке меда всегда есть своя ложка дегтя в виде проблемы чрезмерного уровня долга, которую рано или поздно нужно будет решать.

Эту картину подкрепляют и результаты последнего опроса фонд-менеджеров, проведенного BoAML. Согласно представленным цифрам, ожидания благоприятного сценария развития ситуации в мировой экономике (темпы экономического роста выше тренда, инфляция ниже тренда) достигли рекордно высокого уровня. Лишь 3% респондентов прогнозируют снижение доходностей облигаций в ближайшие 12 месяцев; при этом рекордные 85% опрошенных ответили, что считают облигации переоцененными. Что касается валютного рынка, то, по мнению управляющих фондами, доллар в настоящее время выглядит наиболее недооцененным за все время с декабря 2014 года. Самой перекупленной торговой идеей на рынке акций большинство респондентов назвали открытие длинных позиций в индексе Nasdaq, а в качестве главного хвостового риска для рынков инвесторы называют возможные просчеты в монетарной политике ФРС или ЕЦБ (далее по значимости следуют напряженная ситуация на Корейском полуострове и обвал на глобальных рынках долга).

Ожидания роста доходностей облигаций, очевидно, отражают предполагаемый эффект от перехода от количественного смягчения к количественному ужесточению. Если первое привело к снижению доходностей, то второе должно подтолкнуть их вверх. Интересно, что, по расчетам экономистов Deutsche Bank, к концу 2018 года совокупный прирост баланса всех ведущих центробанков сократится с $2 трлн в год до нуля. Как считают аналитики Deutsche Bank, волатильность крупнейших рынков облигаций и акций близка к своему минимуму. Сокращение глобальной ликвидности ведет к образованию дефицита долларов, что может стать причиной давления на рынке кросс-валютного фондирования. МВФ в последнем выпуске Доклада по вопросам глобальной финансовой стабильности (конец 1-й главы) анализирует сценарий, следствием которого станут 15% снижение котировок акций, снижение доходностей на ключевых «защитных» рынках облигаций, отток портфельных инвестиций с развивающихся рынков в размере до $100 млрд и сокращение глобального выпуска к 2022 году на 1,7% относительно базового сценария.

Многое зависит от траектории инфляции. При этом вопрос о том, как на инфляции отразились программы количественного смягчения, до сих пор остается предметом горячих споров, хотя известно, что на стоимость финансовых активов эти программы повлияли несравнимо больше, чем на стоимость товаров и размер оплаты труда. Еще одной дискутируемой темой является вопрос о причинах ускорения/замедления инфляции. Что способствует сохранению низкой инфляции в данный момент – слабый спрос или избыточное предложение? Можно ли утверждать, что зависимость между состоянием рынка труда и уровнем зарплат, которую описывает кривая Филлипса, окончательно утратила свою актуальность, или она только на время отошла на второй план? Или, может быть, центробанки используют «неправильную» модель инфляции и из-за этого слишком долго удерживают ставки на ультранизком уровне? Интересный взгляд на эти вопросы представлен в последнем блоге Гэвина Дэвиса.

Мы также рекомендуем ознакомиться с только что опубликованным исследованием Банка Англии, которое содержит данные о динамике безрисковой ставки в номинальном и реальном выражении за период с 13-го столетия. Согласно этим данным, глобальная номинальная безрисковая ставка достигла исторического минимума в июле 2016 года. Нынешний восходящий тренд на рынке казначейских обязательств США, начавшийся в 1981 году, является третьим по продолжительности и вторым по масштабу за всю историю. С точки зрения инфляции в качестве исторического аналога авторы исследования приводят период 1965–1970 годов, когда инфляционная динамика привела к ухудшению аппетита к риску на рынке UST.

Подписывайтесь на Financial One в соцсетях:

Facebook || Вконтакте || Twitter || Youtube




Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи