В США стремительно набирают популярность так называемые роботы-консультанты. Десятки недавно выпущенных онлайн-провайдеров, опираясь на венчурные компании, предлагают услуги по управлению активами и финансовому планированию тем инвесторам, для которых наличие личного контакта с портфельным управляющим не является принципиальным. Согласно данным исследовательской компании Corporate Insight, в настоящее время роботы распоряжаются активами частных клиентов на сумму $17 млрд. Тем не менее эксперты отмечают, что без человеческого фактора прибыли им не видать, и говорить о победе технологий над разумом или автоматизации инвестиционного процесса для розничных клиентов пока рано.
Роботы-консультанты бывают двух видов: те, которые непосредственно управляют активами, и те, которые занимаются только консультированием по вопросам финансового планирования и управления нужным софтом, часто дополняя учебный процесс материалами по инвестициям в рынки акций и облигаций. Сторонники новых технологий говорят, что онлайн-консультанты способны перекроить финансовый рынок США, заняв на нем устойчивую нишу, как это в свое время удалось дисконтным онлайн-брокерам в 1990-е годы.
Более консервативные участники рынка, напротив, считают, что средний инвестор вряд ли готов доверить финансовое консультирование и управление своими активами «роботу»: это все-таки не налоговые платежи и не покупка электронных авиабилетов. Кроме того, последние стратегические перемены в деятельности онлайн-компаний свидетельствуют о том, что без включения реальных, живых людей в процесс у них будут проблемы с прибылью.
Роботы пользуются популярностью среди представителей технологически подкованного поколения «тысячников», то есть молодых людей, родившихся между 1981 и 1996 годами. Однако и они, накопив капитал и задумавшись о создании семьи, в конечном счете обращаются к услугам живого управляющего из плоти и крови, утверждает Марк Чиуччи, старший вице-президент по консультациям в United Capital Financial Advisers.
«Мы не верим, что инвесторы могут пользоваться услугами роботов-консультантов на долгосрочной основе, по той простой причине, что по мере приближения срока выхода на пенсию клиенты начинают понимать: один рыночный спад может сорвать все их планы. Они начинают искать совет, который выходит за рамки простого перераспределения портфеля», – заявил Чиуччи.
По мнению финансиста, клиенты обратятся к живому специалисту в поисках индивидуального, а не алгоритмизированного, подхода. «Консультанты-люди ценны тем, что они могут посмотреть на ситуацию инвестора целостно, как врач, который выбирает из целого ряда вариантов лечения один-единственный», – пояснил он.
В настоящее время среди виртуальных игроков рынка обозначились первые лидеры: это компании FutureAdvisor, Betterment и Wealthfront. У них также присутствует понимание, что к полноценной конкуренции с людьми онлайн-провайдеры не готовы. Однако они делают все, чтобы использовать преимущества искусственного интеллекта в полной мере. Кроме того, эти компании активно демпингуют, предлагая инвесторам свои услуги бесплатно или по сверхнизким ценах, чтобы потом раскрутить клиентов на продукты премиум-класса по мере роста их счетов.
Робот-консультант FutureAdvisor (офис компании находится в Сан-Франциско) с момента запуска с 2010 году ориентируется на богатых клиентов. Средний размер счета компании – примерно $ 140 000, что значительно больше, чем у ее основных конкурентов. У FutureAdvisor около 1500 платящих клиентов и 150 тысяч пользователей бесплатной консультационной платформы. В ближайшее время компания планирует расширить спектр своих услуг, поскольку потребности инвесторов становятся все более сложными, отметил Крис Николсон, глава отдела коммуникаций и рекрутинга FutureAdvisor.
Сейчас, правда, Николсон рассматривает рынок «роботов» как открытую игровую площадку, на которой они могут перехватить только формирующуюся группу инвесторов. «Важно отметить, что роботы-консультанты обслуживают миллионы семей из среднего класса, за которых не берутся брокерские дома и независимые консультанты, потому что те недостаточно прибыльны с социально-демографической точки зрения», – заявил он.
По мнению Криса Николсона, онлайн-консультанты помогают своим «живым» коллегам, расширяя их потенциальную клиентуру и приучая будущие богатые семьи полагаться на финансовые консультации. При этом он убежден, что несмотря на значительную долю «роботов» на рынке инвестиций, преимущество все равно будет сохраняться за традиционными игроками.
Нью-йоркская компания Betterment также не пытается конкурировать с людьми. Вместо этого онлайн-провайдер намерен предложить новый сервис для независимых финансовых консультантов, который будет запущен в бета-версии в сентябре. Стратегия Betterment по комбинированию недорогого обслуживания и участия живых финансовых экспертов является беспроигрышной, считает соучредитель и главный операционный директор компании Эли Броверман.
«Мы видим прекрасную возможность для сотрудничества с советниками и даем им шанс получить лучший в своем классе инвестиционный продукт», – подчеркивает она. В настоящее время у компании Betterment, в числе венчурных покровителей которой Anthemis Group, Citi Ventures и Menlo Ventures, насчитывает более 41 тысячи прямых клиентов.
Компания Wealthfront настроена относительно своего будущего довольно оптимистично. Этот онлайн-консультант располагает клиентской базой в 13 тысяч человек и средним счетом в размере $ 90 000, управляя активами на сумму $ 1,3 млрд. По словам ее генерального директора Адама Нэша, Wealthfront намерен и впредь ориентироваться на поколение «тысячников», численность которого в США он оценивает в 90 миллионов человек, а их капиталы – в $ 2 трлн. Нэш убежден, что последний показатель может вырасти до $ 7 трлн уже к 2018 году Пока фирма заработала около $ 65,5 млн благодаря работе с Greylock Partners, Index Ventures, Ribbit Capital и Social+Capital Partnership.
Однако даже с учетом самых оптимистичных прогнозов, аналитики сходятся на том, что современным «луддитам» можно не опасаться засилья роботов-консультантов. Инвестиции, особенно долгосрочные, остаются слишком сложной материи, чтобы разложить ее на простые алгоритмы.