О ТЕКУЩЕМ СОСТОЯНИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
«Известное обещание извне – порвать нашу экономику в клочья. Этого не произошло. Ситуация в экономике, хотя и непростая, но все же управляемая».
О ГРУСТНЫХ ИТОГАХ ПРОШЛОГО ГОДА
«Резонанс трудностей 2015 года привел к сокращению объемов производства, снижению деловой и инвестиционной активности, но самое главное и самое серьезное – к падению доходов людей. Многие стали беднее, пострадал средний класс».
О НЕДАЛЕКИХ ПЕРСПЕКТИВАХ
«Если цены на нефть продолжат падение, то параметры бюджета, рассчитанные сейчас исходя из средней цены в $50 за баррель, потребуют уточнения. При этом необходимо подготовиться к худшему сценарию, как это делают в других странах».
«Базовый принцип нашей политики должен остаться прежним: жить надо по средствам… Бюджетная экономия должна затрагивать прежде всего расходы на госаппарат, а выпадающие доходы можно заместить приватизацией части госактивов».
О ДОСТИЖЕНИЯХ
«Наша экономика выдерживает отсутствие прежнего мощного притока нефтегазовой ренты. Сейчас мы наблюдаем сдвиг структуры бюджета в сторону несырьевых доходов. Нам нужно развивать потенциал (несырьевого экспорта) в рамках ЕАЭС, АСЕАН и ШОС».
«Россия излечилась от так называемой «голландской болезни», когда слишком дорогая национальная валюта мешает развитию экспорта. Также началось развитие сельского хозяйства».
О БЛИЖАЙШИХ ЗАДАЧАХ
«Максимальная свобода от сырьевой ренты – это еще и вопрос геополитической независимости страны, а потому мы должны работать на то, чтобы предложить мировому рынку нечто более интересное и конкурентоспособное, чем сырье».
«Мы готовы восстановить нормальное взаимодействие с ЕС. Наш товарооборот, несмотря на санкции, исчисляется сотнями миллиардов евро. Надеемся, что контрпродуктивные меры против нашей экономики будут отменены».
«Необходимо стимулирование инвестиций. Государство, конечно, оказывает поддержку наиболее перспективным проектам, но его возможности не безграничны. Нужно привлекать частные инвестиции… Сейчас расширение экономических свобод – это не дань времени, а необходимость».
ОБ ОПАСНОСТЯХ
«Остановка падения ВВП не означает автоматического роста. Как показывает мировой опыт, экономическая депрессия может длиться десятилетиями. Мы не можем позволить себе застрять на уровне плюс-минус 0% в год».