Экспертиза / Financial One

Что представляет собой инфраструктурный план США на $1 трлн

Что представляет собой инфраструктурный план США на $1 трлн Фото: facebook.com
8701

Во вторник Сенат США одобрил подавляющим двухпартийным большинством законопроект об инфраструктуре на сумму $1 трлн для восстановления дорог и мостов страны и финансирования новых инициатив по повышению устойчивости к изменению климата.

Голоса разделились в соотношении 69 против 30. Среди проголосовавших «за» были сенатор Митч Макконнелл из Кентукки, лидер республиканцев, и еще 18 представителей его партии, которые оставили без внимания попытки бывшего президента Дональда Трампа сорвать принятие закона.

«Инвестиции в инфраструктуру – это то, чего, как я полагаю, хотите вы, американский народ, то, о чем вы просили в течение долгого, долгого времени», – сказал Байден из Белого дома, поблагодарив республиканцев за проявленное «большое мужество».

Макконнелл, который публично раскритиковал программу Байдена, сказал в своем заявлении: «Я горжусь тем, что поддержал сегодняшнее историческое двухпартийное соглашение по инфраструктуре и доказал, что обе партии по-прежнему могут объединиться для принятия решений, основанных на здравом смысле».

Тем не менее спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси заявила, что голосование по этому законопроекту не состоится до тех пор, пока Сенат не примет отдельный, еще более амбициозный законопроект о социальной политике на $3,5 трлн этой осенью. Таким образом, принятие законопроекта об инфраструктуре может быть отложено на несколько недель, если не месяцев.

Законопроект, несомненно, значителен сам по себе. Речь идет о крупнейшем вливании федеральных инвестиций в инфраструктурные проекты за более чем десятилетие. Финансирование модернизации энергосистемы США достигнет рекордного уровня, как и проекты по более эффективному управлению климатическими рисками.

$65 млрд правительство выделит на расширение высокоскоростного доступа в интернет, $110 млрд – на дороги, мосты и другие проекты и еще $25 млрд – на аэропорты. Кроме того, значительная сумма уйдет на крупнейшее финансирование компании Amtrak с момента ее основания в 1971 году. Также будут продлены существующие инфраструктурные и транспортные программы, срок действия которых истекает в конце сентября.

Успех этого законопроекта, согласованного группой сенаторов-республиканцев и сенаторов-демократов в консультации с представителями Белого дома, подтверждает веру Байдена в то, что двухпартийный компромисс возможен даже в момент глубокого политического раскола.

«Так выглядит ситуация, когда избранные лидеры делают шаг к устранению разногласий в нашей стране, а не подпитывают эти самые разногласия», – отметила сенатор Кирстен Синема, демократ от штата Аризона и один из ключевых участников переговоров.

После принятия законопроекта демократы незамедлительно начали обсуждение второго пакета мер в отношении социальной политики, направленного на решение проблем изменения климата, здравоохранения, образования, а также оплачиваемых отпусков по семейным обстоятельствам и по состоянию здоровья. Он также будет включать повышение налогов – и, как ожидается, вызовет единодушную оппозицию республиканцев.

Голосование в Сенате завершило изнурительные многомесячные переговоры между администрацией Байдена и сенаторами от обеих партий по поводу масштаба и размера законопроекта об инфраструктуре.

Сенаторы и высокопоставленные чиновники Белого дома провели недели за обсуждением структуры и финансирования законопроекта во время поздних ужинов, виртуальных встреч и телефонных звонков. Даже после того, как в июне были обнародованы первые наброски, потребовался месяц, чтобы преобразить их в законопроект.

Особенно остро стал вопрос финансирования. Республиканцы заявили, что они не поддержат ни один закон, повышающий налоги, и отклонили предложение усилить борьбу с налоговыми мошенниками, а демократы исключили возможность повышения сборов, взимаемых с участников дорожного движения.

Демократы и Джо Байден, который первоначально предложил план развития инфраструктуры стоимостью $2,3 трлн, пошли на значительные уступки. Пакет включает гораздо меньше средств, чем изначально планировалось, в частности, на замену свинцовых труб и проекты в области чистой энергии.

По мнению аналитиков, для финансирования оставшихся проектов правительству, скорее всего, придется брать значительные займы. В четверг Управление Конгресса США по бюджету сообщило, что в течение 10 лет дефицит бюджета США увеличится на $256 млрд.

Представители обеих партий США наполнили законопроект множеством приоритетов и проектов, включая реконструкцию шоссе на Аляске и $1 млрд на восстановление Великих озер. Пакет мер также включает $24 млн на восстановление залива Сан-Франциско, $106 млн на Лонг-Айленд Саунд и $238 млн на Чесапикский залив.

Кроме того, законопроект несет в себе серьезные политические изменения. Он представляет собой молчаливое двухпартийное признание того, что страна плохо подготовлена к ухудшению климата. Миллиарды долларов будут инвестированы в проекты по улучшению защиты домов от погодных катаклизмов, переселению граждан из мест, находящихся в зоне риска, и поддержке новых подходов к противодействию изменению климата.

Кроме того, $73 млрд уйдут на обновление национальной электросети, $7,5 млрд – на строительство зарядных станций для электромобилей, $17,5 млрд – на экологически чистые автобусы и паромы и еще $15 млрд – на замену свинцовых труб.

Значительные средства правительство США выделит на восстановление озер по всей стране и программы, созданные для повышения безопасности пешеходов. Кроме того, будет организована пилотная программа стоимостью $350 млн для проектов, направленных на снижение количества столкновений между транспортными средствами и дикими животными.

Законопроекту по инфраструктуре еще предстоит пройти сложный путь в Палате представителей США. Несколько демократов уже призвали Пелоси не откладывать голосование.

«Со всем уважением к Сенату, я рада, что законопроект был одобрен, я рада, что решение оказалось двухпартийным, – сказала Пелоси во вторник на мероприятии в Сан-Франциско. – Но тем не менее он не является полноценным отражением программы Джо Байдена и демократов Конгресса».

«Люди хотят, чтобы я приняла этот законопроект, – добавила она. – Но это не конец истории».

Как может отреагировать рынок на принятие инфраструктурного проекта

Американские фондовые площадки в ходе торгов 9 августа демонстрировали смешанную динамику. К закрытию S&P 500 снизился на 0,09%, до 4432 пунктов, Nasdaq прибавил  0,16%, Dow Jones потерял 0,3%.

Лидерами роста стали сектора здравоохранения при поддержке сильных результатов производителей вакцин (+0,38%) и нециклических потребительских товаров (+0,32%). Из-за коррекции нефти в аутсайдерах оказалась отрасль энергетики (-1,48%).

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи
  • Стабильность без роста: что определяет экономику России этой осенью
    Автор: Елена Болотина 08.11.2025 13:45
    365

    В новом выпуске программы «РБК инвестиции» эксперты обсудили, как сокращение валютных продаж, динамика ключевой ставки и поведение фондового рынка влияют на российскую экономику. В беседе приняли участие управляющий активами фонда глобальных инвестиций Константин Бушуев, главный экономист Т-Инвестиции Софья Донец и основатель консалтинговой компании «Воронков венчурс» Андрей Воронков.more

  • США переживают самый длительный шатдаун в истории. Какими будут последствия для экономики и граждан?
    Автор: Яна Кудрявцева 08.11.2025 11:37
    442

    Текущий шатдаун федерального правительства США стал самым продолжительным в истории страны, превысив отметку в 35 дней. Предыдущий рекорд был установлен в 2019 году также при администрации Дональда Трампа. Таким образом, два наиболее затяжных шатдауна в истории американской политики произошли в период его президентства.more

  • Реформа Минэнерго: смогут ли упрощённые правила запустить новую энергетику
    Автор: Елена Болотина 07.11.2025 18:28
    444

    Министерство энергетики РФ предложило радикально упростить процедуры строительства энергообъектов. Об этом в эфире канала «Борис Марцинкевич» говорили главный редактор одноимённого аналитического проекта Борис Марцинкевич и замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Эксперты обсудили, как изменения повлияют на инвестиции, инфраструктуру и устойчивость энергосистемы.more

  • Технологии как удобное оправдание: почему компании объясняют экономические трудности внедрением ИИ
    Автор: Яна Кудрявцева 07.11.2025 18:07
    467

    В период с января по сентябрь 2025 года компании в США объявили о почти миллионе увольнений. Таких масштабов американский рынок труда не наблюдал с 2020 года. Согласно данным CNBC и аналитической компании Challenger, Gray & Christmas, за девять месяцев текущего года было сокращено свыше 946 тысяч рабочих мест, из которых около 300 тысяч – в государственном секторе.
    more

  • ЛУКОЙЛу нужен «правильный» покупатель
    Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 07.11.2025 17:23
    561

    Минфин США накануне заявил об отказе предоставлять лицензию на сделку по продаже активов ЛУКОЙЛа нефтетрейдеру Gunvor, который уже отозвал свое предложение к российской компании.more