Lifestyle / Financial One

Что известно о Великой информационной революции

Что известно о Великой информационной революции
7032

Вторую информационную революцию – то есть массовое распространение печатного слова как основного носителя информации – и книгу «Человек, научивший мир читать» обсудили с автором, историком Ксенией Чепиковой. 

Книга вышла в рамках проекта «Цифровая история», известного своими просветительскими лекциями, изданиями и мероприятиями, ориентированными на самую широкую аудиторию. Беседа состоялась в преддверии XIV научно-популярного исторического фестиваля, который пройдет 10 июня 2023 года в Калининграде. 

В центре повествования книги «Человек, научивший мир читать. История Великой информационной революции» биография Кристофа Плантена (1520 – 1589) – нидерландского издателя и типографа французского происхождения.

Плантен стал одним из тех, кто положил начало второй информационной революции, сделал книги доступными для обычных людей.

Первый печатный станок создал Иоганн Гутенберг около 1450 года, а примерно спустя столетие в Антверпене появилось издательство Плантена. Первые книги считались предметом роскоши, были большими и тяжелыми, стоили очень дорого, приобрести их могли только очень состоятельные люди. Еще одним барьером к развитию массового чтения был низкий уровень грамотности населения, даже в крупных городах большая часть жителей не умела читать, писать и понимать прочитанное. 

Причины успеха Плантена 

В середине XVI века типография считалась высокотехнологичным бизнесом.

Говоря о новаторстве книгопечатника, Чепикова отмечает: «Его можно сравнить с Биллом Гейтсом и Стивом Джобсом для нашего времени. <…> Плантен, конечно, не понимал, что совершает информационную революцию. Да, он напечатал очень много книг, гораздо больше, чем его современники, выпустил почти 2500 изданий за тридцать лет карьеры. Он мог размышлять о том, как это хорошо, что его книги массово продаются по всей Европе, но понимание того, что он совершает что-то глобальное, важное, пришло, может быть, лишь к концу жизни. Секрет его успеха, пожалуй, в широком взгляде на печатный бизнес и выходе за его рамки». 

Во время войн и политических кризисов спрос на книги стремительно падал, из-за боевых действий и разбойников на дорогах страдала логистика, в результате чего многие типографии банкротились. Плантен делал ставку не только на типографию, но параллельно занимался переплетами (в то время книги обычно переплетались в отдельных мастерских), торговал самыми разнообразными товарами, в том числе модными кружевами и другими предметами роскоши. Прибыль от торговли служила финансовой подушкой для типографии.

Кроме того, книгопечатник диверсифицировал рынки сбыта: его книги продавались от Испании до Польши, поэтому кризисные периоды в Испанских Нидерландах не становились для типографии фатальными. 

Успех Плантена объясняется также широтой ассортимента: религиозная, художественная, учебная и научная литература, календари, песенники, книги рецептов… Так, например, испанский король и папа римский размещали у него крупные заказы на печать Библии, молитвенников и прочих религиозных книг. На полученную с них прибыль Плантен получал возможность издавать словари и научную литературу о медицине, ботанике, зоологии, которые становились все более актуальными, так как с середины XVI века началась научная революция. Или внедрять технологические новшества: скажем, использовать медные гравюры для максимально детальных иллюстраций в анатомических атласах. Издатель позиционировал себя не только как бизнесмен, но и как гуманист, которому было важно способствовать развитию науки. 

«Важный элемент его успеха – это умение налаживать связи и подбирать кадры. Первое обеспечило ему самых высокопоставленных клиентов, в числе которых были король Испании Филипп II, папа римский и множество знатных и богатых особ. Плантен общался, торговал, получал заказы на самом высоком уровне», – рассказывает Чепикова. При этом по происхождению он был далеко не аристократом, а университетское образование не смог получить из-за нехватки денег.

«Важно отметить умение подбирать кадры, потому что кадры, конечно, решают все. Каким бы гениальным бизнесменом ни был издатель, если его наборщики делают по пять опечаток на странице, то это, конечно, позор, и такие книги вредят репутации. Плантен же сумел собрать энтузиастов своего дела, которые были готовы жить в какой-нибудь маленькой каморке при типографии и работать чуть ли не за еду целыми днями, только дайте возможность – вот таких людей он умел подбирать», – объясняет автор. 

Большое внимание издатель уделял также обучению кадров. Одним из главных успехов в этом плане стал его зять Ян Моретус, который прошел весь путь от ученика до правой руки шефа и в итоге унаследовал типографию. Три из пяти дочерей типографа вышли замуж за самых талантливых сотрудников. Впоследствии эта большая семья продолжила дело Плантена. 

Ксения Чепикова отмечает исключительность Плантена среди предпринимателей того времени. Книгу с его вдохновляющей биографией можно приобрести на XIV научно-популярном фестивале «Цифровой истории» в Калининграде, где гостей ждет множество других интереснейших историй. Подробности по ссылке.





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи