Легендарный инвестор Чарльз Шваб обсуждает рынок, карьеру и свою новую книгу с Бобом Пизани из CNBC.
Далее приводим перевод интервью.
Боб Пизани
Сегодня с нами в студии легенда мира инвестиций Чарльз Шваб. Он написал уже несколько бестселлеров. Недавно состоялся релиз его новой книги, которая называется «Invested». Я прочел каждое слово, и могу с уверенностью сказать, что она превосходна. Книга представляет собой личные мемуары автора о истории его компании. Итак, давайте побеседуем. Чарльз, когда мы с вами виделись последний раз? Это было в 2005-м году?
Чарльз Шваб
Да, думаю, примерно тогда.
Боб Пизани
Наше интервью помогло вам стать известнее? Вы ведь смогли представить свою фирму лично. Это принесло вам хоть какое-то преимущество перед конкурентами?
Чарльз Шваб
Да, вполне возможно. Но точно мы никогда этого не узнаем. Думаю, люди и так знали меня в лицо. Они понимали, что в нашей компании работают честные люди. Ну, по крайней мере, я выглядел честным [смеется]. Именно поэтому фирма преуспевала.
Боб Пизани
Должен задать вам вопрос про нулевую комиссию за операции с акциями и биржевым фондами, о чем вы объявили в начале октября. Весь инвестиционный мир был действительно потрясен этой новостью. Акции не только вашей компании, но и конкурентов, рухнули. Что стояло за таким решением?
Чарльз Шваб
Мы присоединились к Нью-Йоркской фондовой бирже много лет назад, в 1981 году. С того момента мы снижали цены каждый год, вплоть до настоящего момента. Мы, наконец-то, нашли подходящее решение для инвесторов. Теперь они могут покупать и продавать акции без необходимости платить за это комиссию.
Я всегда шел к этому. Наша компания может зарабатывать на разных аспектах бизнеса. Некоторые клиенты приходят за инвестиционными рекомендациями, другие желают получать фиксированную доходность и так далее. Но комиссия за операции с акциями теперь у нас отсутствует.
Боб Пизани
Но комиссия ведь являлась важной частью вашей выручки. У вас есть большое банковское подразделение, вы занимаетесь управлением частными капиталами. Что же будет дальше? Не задумывались ли вы о повышении ставок на денежные средства клиентов в рамках банковской деятельности?
Чарльз Шваб
Все, что мы стараемся сделать, заключается в предоставлении услуг, которые клиентам действительно нужны. А чего они точно хотят, так это более низких цен. Наша компания на протяжении многих лет используют в бизнесе технологии.
Мы уже не раз убедились в преимуществах и эффективности новых технологий. Но кроме того, мы являемся компанией, которая способна обеспечить своим клиентам самые низкие цены по сравнению с другими финансовыми фирмами. Мы очень тщательно следим за тем, как и на что тратим свои деньги.
Боб Пизани
Тем не менее довольно агрессивный шаг, который вы предприняли, заставляет многих говорить о дальнейших поглощениях. На данный момент у вас есть несколько конкурентов, среди которых Ameritrade и Robinhood. Можете ли вы сказать, что Schwab является потенциальным покупателем какой-либо из этих фирм?
Чарльз Шваб
Да, если расценки будут разумными, мы это, конечно же, пойдем на это. Мы очень сильны и независимы в отношении того, как ведем свой бизнес.
Боб Пизани
Давайте поговорим про рынок IPO. Думаю, вы заметили, какой сильной была первая половина года. Но, к сожалению, без трудностей не обошлось. К примеру, мы столкнулись с проблемой справедливой оценки новичков на бирже. Кстати, одной из самых интересных частей вашей новой книги стало IPO Charles Schwab Corporation в 1980 году.
Многие люди не знают, что вы сначала отказались от IPO, поскольку не смогли достигнуть желаемой оценки. Так что вам пришлось подождать еще семь лет, поэтому компания стала публичной в 1987 году, причем все прошло очень успешно. Но изначально с выходом на биржу у вас возникли проблемы, примерно, как у WeWork сейчас. Можете дать какой-то совет WeWork?
Чарльз Шваб
Я прекрасно понимаю, что сейчас происходит что-то невероятное с оценкой компаний. Фирмы по-прежнему теряют колоссальное количество денег. Когда мы выходили на биржу, у нас уже была стабильная прибыль. Сейчас же обстановка совершенно другая. Не знаю, смогут ли такие компании, как WeWork и другие, начать зарабатывать деньги.
Боб Пизани
Как вы думаете, справедливо ли, что данные компании откладывают свое IPO? Стоит ли инвесторам вкладывать деньги в такие компании?
Чарльз Шваб
Я бы в компании такого типа никогда не инвестировал. Никогда бы не купил акции фирмы, которая постоянно сталкивается с большими потерями. Причем признаков того, что она вдруг станет прибыльной, я не вижу.
Если вы хотите инвестировать в компании, которые имеют высокую оценку, обратите внимание на простую формулу: компания должна уметь зарабатывать деньги и демонстрировать стабильное увеличение выручки. Все довольно просто.
Боб Пизани
Насколько мне известно, последние пять лет бизнес вашей компании тесно связан с ETF. Что вы можете сказать по поводу постоянных дебатов насчет активного и пассивного инвестирования? Многие жалуются, что большое количество денег на данный момент находится под пассивным управлением.
Чарльз Шваб
Ну, я так не считаю. Существовали и всегда будут существовать люди, которые проводят различные анализы, рассчитывают реальную стоимость компаний, определяют, верна ли оценка. Пассивное инвестирование – это отличная возможность вкладывать деньги для многих людей. Такая стратегия проста, диверсификация находится на высоком уровне, а цены довольно низкие.
Боб Пизани
Да, я знаю, что вы всегда апеллировали в пользу такой стратегии. Еще в 1991 году вы образовали фонд пассивного инвестирования Schwab 1000. У нас есть вопрос от Джоша Браунса. Джош, слушаем вас.
Джош Браунс
Здравствуйте, господин Шваб. Я ваш большой поклонник и, более того, пользуюсь вашими кастодиальными услугами. Кроме того, я поддерживаю все то, что вы сделали для повышения доступности инвестиций. Я хотел бы обсудить один вопрос, с которым мы сталкиваемся, как только речь заходит о брокерских услугах с нулевыми комиссиями.
Есть мнение, что нулевые комиссии за сделки могут компенсироваться через другие сервисы и услуги, например, менее выгодными, чем в среднем по рынку, процентными ставками по денежным средствам. Получается, что инвесторы все равно платят одну и тужу сумму, но за счет какого-либо другого механизма? Вы можете это как-то прокомментировать?
Чарльз Шваб
Наша компания предлагает действительно много разных услуг, за некоторые из которых, мы, естественно, берем плату. Что касается процентной ставки, то, если вы хотите максимизировать ее и при этом сохранить максимальную ликвидность, просто купите фонды денежного рынка, по некоторым из них ставка составляет около 2%.
Если же вы хотите пользоваться услугами нашего банка, который предоставляет множество услуг от страхования до бесплатных карт, то вы должны понимать, что это довольно дорогостоящие услуги, поэтому нужно быть готовым к более низким процентным ставкам, чем те, которые можете получить в фондах денежного рынка. В общем, вы должны сделать выбор самостоятельно.
Боб Пизани
А что насчет среднестатистических инвесторов? В одной из самых интересных глав вашей книги сказано, через что в 70-х годах приходилось пройти среднему инвестору, чтобы купить или продать акцию. Раньше, чтобы купить 100 акций по $20 за штуку, инвестору приходилось заплатить комиссию в $50-$60, то есть 3-4%.
Чарльз Шваб
Да, вчера вот только вспоминал об этом. Всего лишь пять лет назад участники рынка должны были платить комиссию в десять раз больше, чем сейчас. Просто невероятно, какие изменения произошли в этом отношении с течением времени.
Боб Пизани
И ведь именно вы являетесь одним из главных подвижников данной революции.
Чарльз Шваб
Да, вот только нам пришлось потратить 10 или даже 15 лет, чтобы наша реальность стала именно такой. Это не случилось в мгновение ока.
Боб Пизани
У нас вопрос от Джо Террановы. Привет, Джо!
Джо Терранова
Добрый день. Господин Шваб, хочу вернуться к вопросу о дебатах про активное и пассивное инвестирование. Как вы думаете, какая часть дебатов, прежде всего, касается именно стоимости этих видов инвестирования? Все мы знаем, что активные управляющие уже давно должны снизить комиссии.
Считаете ли вы, что рост популярности пассивного инвестирования усилился только из-за того, что вот уже на протяжении долгих лет главенствует бычий рынок?
Чарльз Шваб
Думаю, все дело в устойчивости американского фондового рынка. Америка – отличное место для капитализма, успеха и частного предпринимательства. Каждая компания думает в первую очередь о росте, инновациях, новых сервисах и так далее. В среднем фирмы растут каждый год. Вы можете купить ETF, который повторяет динамику индексного фонда, по очень низкой цене, причем сделать это крайне просто.
Конечно, если у вас есть много времени для анализа деятельности и финансовых составляющих компаний, если есть деньги для оплаты услуг, то вы можете заниматься активным инвестированием. Но для средних инвесторов пассивная стратегия станет идеальным вариантом. Мы основали фонд пассивного инвестирования в 1991 году, совокупные темпы годового роста которого достигают 9,9%.
Боб Пизани
В вашей книге есть еще одна отличная глава, в который вы пишете о финансовом кризисе 2008 года. Вы рассказываете о проблемах на рынке недвижимости, которые вызывали у вас беспокойство еще в 2007 году.
Существуют ли какие-то моменты, волнующие вас в настоящее время? Может быть, вы заметили образовавшийся пузырь? Или у вас есть какие-то подозрения?
Чарльз Шваб
Не думаю, что экономика находится в настолько плачевном состоянии, чтобы можно было вести речь о пузырях. Проблему я вижу по большей части в переоцененных IPO компаний, которые не способны генерировать прибыль.
Я бы посоветовал не инвестировать средства в такие фирмы, пока они не начнут демонстрировать удовлетворительные финансовые результаты. Но в целом бизнес американских корпораций хорошо диверсифицирован, и оценки вполне справедливы.
Боб Пизани
Одна из самых интересных тем, по моему мнению, заключается в вопросе о том, как люди справляются с финансовыми крахами на ментальном уровне.
Чарльз Шваб
Здесь все довольно естественно – когда случаются негативные события, люди чувствуют себя плохо. Некоторые начинают паниковать, но именно такой реакции вам всегда стоит избегать в инвестировании.
Если вы хотите стать успешным инвестором, будьте выше такого рода эмоций.
Боб Пизани
Одна из моих самых любимых цитат в вашей книге звучит так: «Паника – это не стратегия. Придерживайтесь своего инвестиционного плана и не позволяйте эмоциям взять над вами верх». Много ли паникующих клиентов вы видели во время кризиса 87-го года, в 2000 году, в 2008 году?
Мы так часто говорим о рациональном подходе к инвестированию, о правиле «покупай, когда цены на дне, и продавай на пике». Но люди просто отказываются следовать логике, постоянно предаваясь панике. Почему так происходит? Можно ли это как-то остановить?
Чарльз Шваб
Логика людей проста и понятна. Если рынок падает, они наблюдают за тем, как их капитал сокращается. К примеру, если инвестор видит, что уже потерял треть своих денег, он хочет этот процесс остановить, и поэтому продает позиции.
Вам нужно понимать, что, если речь идет об инвестировании, все дело заключается в росте. Поверьте в силу американской экономики. Если же у вас нет уверенности, лучше откажитесь от инвестирования. Положите свои деньги в банк и забудьте о них. Но я, конечно же, не советовал бы так делать.
Инвесторам важно понять, что даже если все газеты, все электронные сети и финансовые эксперты твердят, что крах продолжается, в один прекрасный момент рынок все равно начнет расти.
И победителями окажутся не изможденные бесконечными продажами вкладчики, а небольшая группа умеющих держать себя в руках инвесторов, которые купят акции в преддверии начала нового бычьего рынка.
Боб Пизани
Говорили ли вы лично с клиентами по телефону, когда они пребывали в состоянии паники?
Чарльз Шваб
Да, мы часто общаемся с клиентами. Бывали случаи, когда во время просадки рынка на 40% мы убеждали их не продавать, говорили, что это далеко не лучшее время для паники и что всего через полгода их капитал вырастет до новых максимумов. И каждый раз во время падения, к сожалению, происходит одно и то же.
Боб Пизани
Хочу поговорить с вами о кризисе, связанном с пенсионными накоплениями. Количество денег, которое средний беби-бумер накопил на пенсию, далеко от адекватного. Что нам с этой ситуацией делать?
Чарльз Шваб
Плюс ко всему, средняя продолжительность жизни увеличивается. Вполне может случиться так, что вы будете жить намного больше, чем когда-либо предполагали. Единственный способ, с помощью которого можно исправить ситуацию, заключается в том, что сейчас вы можете объяснить своим детям, насколько важно инвестировать. Убедитесь, что у них открыты инвестиционный и пенсионный счета, что они умеют правильно обращаться с деньгами.
Главным фактором здесь, конечно же, является образование. Но в школах, колледжах и институтах не уделяют должного внимания финансовой грамотности.
Я самостоятельно спонсирую в Стэнфордском университете курс по введению в инвестирование. К сожалению, сейчас большинство людей предпочитает смотреть футбол по телевизору вместо того, чтобы улучшать свои знания в финансовой сфере.
Боб Пизани
В одной из глав своей книги вы пишете о сложностях, с которыми вам пришлось столкнуться, а также о настойчивости и упорстве. Вы рассказываете, как сложно вам пришлось поначалу, когда все на Уолл-стрит ненавидели вас, как нелегко было привлекать инвестиции.
Вы прошли через кризис 1987 года, приняли решение продать свою компанию Bank of America, а затем выкупили ее обратно. Вам приходилось увольнять своих друзей, с которыми вы работали долгие годы, и мало кто верил в ваш успех. Как вам удавалось оставаться настойчивым?
Чарльз Шваб
Да, история моей предпринимательской жизни действительно очень насыщенная. Самое главное, наверное, заключалось в том, что у меня была вера в свой успех. Еще меня всегда окружали люди, которые хотели быть частью моего бизнеса, которые готовы были работать на износ ради достижения цели. Мы всегда стремились делать наш сервис и ценовую политику лучшими для клиентов.
Все мы иногда сталкиваемся с трудностями. Важно в таких ситуациях найти поддержку в других людях, не замыкаться в себе. Я всегда черпал энергию из дружбы. Будьте открыты к общению, так вы сможете избежать депрессивных состояний.
На чем зарабатывает Viber и собирается ли на биржу
Поговорили про бизнес-модель Viber с вице-президентом по глобальным партнерствам компании Кристиной Констандаке.
На чем основана бизнес-модель Viber? Каковы показатели компании по чистой прибыли и выручке за последние несколько лет? Удается ли расти и за счет чего?
Мы стремимся работать по модели B2B2C, которая в равной степени учитывает интересы конечных пользователей и бизнеса. Viber перестал быть просто приложением для общения, сегодня наша платформа может предложить гораздо больше.
Что мы делаем для пользователей? Стараемся предугадывать их желания и вводить новые функции, которые охватили бы все сферы их интересов. Так, весной мы запустили возможность онлайн-покупок прямо в чатах. Мы можете выбрать что-то из магазинов наших партнеров, отправить товар на обсуждение своему собеседнику или сразу купить его. Или вот еще пример: в конце лета мы начали тестирование интеграции в Viber платформы «Яндекс.Дзен», чтобы узнать, насколько пользователям будет интересно читать подобранные для них новости в нашем приложении.