Market Vectors / Financial One

Цели ДКП, ослабление рубля, прогноз по инфляции – на вопросы отвечает ЦБ

5423

Заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин поделился с журналистами содержанием проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.

По словам Заботкина, адаптация российской экономики к новым условиям происходит быстрее, чем прогнозировал ЦБ в прошлом году. Компании находят новых поставщиков и рынки сбыта, выстраивают новые логистические связи, налаживают расчеты. Происходит активное развитие производств, ориентированных на внутренний рынок.

В то же время ситуация на рынке труда становится все более напряженной: дефицит рабочей силы усиливается. Безработица находится на исторически низком уровне и из месяца в месяц лишь обновляет его.

На дальнейшее развитие ситуации в российской экономике будет влиять ряд внутренних и внешних условий, подчеркнул Заботкин. С одной стороны, многое будет зависеть от того, как российская экономика продолжит адаптироваться к введенным внешним ограничениям. С другой стороны, ключевое значение будут иметь ситуация в мировой экономике, динамика инфляции и денежно-кредитная политика в крупнейших экономиках, а также изменение геополитической ситуации.

Три сценария

Судя по базовому сценарию Банка России, мировая экономика продолжит развиваться в рамках сформировавшихся на сегодня трендов. Центральные банки стран с развитой экономикой продолжат проводить жесткую ДКП еще на протяжении долгого периода времени в попытке усмирить высокую инфляцию. При этом введенные в отношении российской экономики санкции сохранятся на всем прогнозном горизонте. Это означает, что товары российского экспорта на мировом рынке продолжат продаваться с некоторым дисконтом к мировым ценам.

В дополнение к базовому сценарию ЦБ подготовил два альтернативных сценария. Сценарий «Усиление фрагментации» предполагает дальнейшее усиление процесса разделения стран на блоки, при этом санкционное давление на российскую экономику может увеличиться. Разделение на региональные блоки будет негативно влиять на мировую торговлю и сдерживать рост. Для российской экономики это означает меньший спрос на экспортируемые товары и меньшие поступления от их продажи. В результате темпы роста российской экономики будут ниже в 2024-2025 годах по сравнению с базовым сценарием.

«Рисковый» сценарий предполагает сохранение устойчивого инфляционного давления в развитых странах. В результате мир может столкнуться с новым финансовым кризисом, сопоставимый по масштабу с кризисом 2007-2008 годов. Для российской экономики возможно дальнейшее усиление санкционного давления. Кроме того, прогноз предполагает существенное снижение цен на нефть. В случае реализации рискового сценария российская экономика перейдет к восстановительному росту темпами в 2-3% только к 2026 году, а возвращение к сбалансированному росту произойдет уже за пределами прогнозного периода.

Инфляция

Хотя экономическая картина как в России, так и во всем мире кардинально изменилась, основные цели и принципы денежно-кредитной политики (ДКП) Банка России остаются прежними, отметил Алексей Заботкин. Регулятор сохраняет приверженность поддержанию ценовой стабильности с опорой на стратегию таргетирования инфляции.

«При реализации денежно-кредитной политики Банк России следует стратегии таргетирования инфляции. Наши исследования подтвердили, что эта стратегия позволяет не только поддерживать низкую инфляцию в спокойные времена, но и реагировать на шоки, возникающие в кризисные периоды», – объясняет он. Целевой уровень ЦБ по инфляции по-прежнему находится вблизи 4%.

Базовый сценарий ЦБ предполагает, что учетом проводимой политики инфляция вернется к цели в конце 2024 года и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%. В случае реализации рискового сценария инфляция в 2024 году ускорится до 11-13% из-за усиления шоков предложения и ослабления рубля.

При этом непонятно, удастся ли регулятору взять инфляцию под контроль, используя старые инструменты, если цены продемонстрируют новый виток роста. В последнее время некоторые эксперты разделяют мнение о том, что доля так называемых немонетарных факторов в инфляции существенно возросла, поэтому ЦБ становится все сложнее контролировать рост цен путем повышения ключевой ставки.

«То, что часто в обиходе называют немонетарными факторами инфляции, в основном представляет собой разовые факторы изменения цен, которые возникают в результате шоков на стороне предложения. Это те колебания цен, которые не связаны с предыдущими решениями по ДКП. … Но из этого совершенно не следует, что ЦБ не должен реагировать на инфляцию, которая возникает в силу этих [разовых] факторов», – отметил Заботкин.

Ослабление рубля

С начала текущего года рубль значительно ослаб по отношению основным иностранным валютам. С 1 января 2023 года и по состоянию на 11 августа рубль потерял 22,9% по отношению к доллару и 43,3% по отношению к евро.

Напомним, что на недавнем заседании Банк России принял решение повысить ключевую ставку с 7,5 до 8,5% годовых. Стоит ли рассчитывать на то, что такой шаг приведет у стабилизации курса? По словам Заботкина, влияние ключевой ставки изменилось в отношении целого ряда переменных, в числе которых обменный курс рубля.

«Теперь ключевая ставка влияет на него [на обменный курс рубля] более опосредованно. До 2022 года, при более свободном трансграничном движении капитала, решение по ключевой ставке быстро транслировалось в курс рубля напрямую через стоимость финансовых инструментов и потоки по финансовому счету. Теперь изменение ключевой ставки в большей степени реализуется через ее воздействие на внутренний спрос, через него на спрос, на импорт и далее на курс рубля», – объясняет представитель ЦБ.

Напомним, что в 2023 году Банк России возобновил проведение на внутреннем валютном рынке операций, связанных с механизмом бюджетного правила, но иногда при росте волатильности на финансовых рынках регулятор приостанавливает операции. Такое происходит не впервые: подобные решения уже принимались в 2018 и 2020 году.

«Аналогичное решение, как вы знаете, было принято на этой неделе. С 10 августа до конца текущего года Банк России не будет зеркалировать на внутренний валютный рынок те покупки валюты, которые продолжает осуществлять Минфин за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Отложенные покупки могут быть сделаны в 2024 году и в последующие годы после возобновления регулярных покупок в рамках бюджетного правила», – прокомментировал ситуацию Заботкин.

При этом каких-либо рисков для финансовой стабильности на фоне сильного ослабления курса рубля в настоящее время ЦБ не видит, добавил он.

В качестве основного фактора, способствующего ослаблению национальной валюты, Банк России называет ситуацию, сложившуюся в части экспорта и импорта товаров и услуг. Несмотря на то, что экспорт и импорт по состоянию на июнь и июль были близки к средним значениям первого полугодия, стоимостной объем экспорта оказался примерно на треть ниже уровней второй половины 2022 года. Основная часть снижения пришлась на первый квартал, но влияние мы начинам ощущать только сейчас.

Хотя в настоящее время ЦБ не публикует прогнозы по курсу рубля, ситуация может измениться уже в следующем году.

«Этот вопрос [о публикации прогнозов] не отложен на неопределенный срок, он является частью нашей работы по расширению кругу показателей, которые входят в макроэкономический прогноз, – cсообщил Заботкин. – Новые инициативы будут реализованы в первом полугодии следующего года, как в части расширения показателей в составе прогноза, так и в части других идей, связанных с более развернутым обсуждением решений по ставке».

Цифровой рубль

В прошлом месяце стало известно, что Совет Федерации одобрил законы о введении в России цифрового рубля и проведении расчетов на платформе Банка России. Судя по сообщениям ЦБ, регулятор начнет тестировать цифровой рубль на реальных операциях уже с 15 августа и введет в массовый оборот по результатам поэтапного тестирования.

По поводу введения цифрового рубля существует немало скепсиса. Помимо прочего, многие эксперты опасаются увидеть ослабление банковской отрасли из-за масштабного оттока ликвидности в цифровой рубль

По словам Алексея Заботкина, об этом беспокоиться не стоит. Банки будут заинтересованы в том, чтобы сохранить средства населения и бизнеса, которые используются для расчетов, внутри банковской системы и не уступать их цифровому рублю.

«Очень важным элементом цифрового рубля является тот факт, что по нему не будут начисляться проценты. Соответственно, банки будут в состоянии предложить клиентам те условия, которые будут для них привлекательны. В конечном счете будет найдено какое-то равновесие. Мы исходим из того, что масштабного оттока ликвидности из банковского сектора в цифровой рубль не произойдет», – отметил он.

Что происходит с рублем, золотом и нефтью

О перспективах рубля, альтернативах доллару и динамике нефти рассказал управляющий активами Роман Андреев.

По словам Андреева, на валютном рынке сложилась уникальная ситуация: ряд факторов влияет на рост доллара к рублю, когда доллар слабеет к остальным твердым валютам. На ослабление рубля оказывает влияние проведение СВО, отток капитала из-за ухода иностранных компаний из России и активная покупка валюты внутри страны. На этой неделе доллар пробил сопротивление 93,85 рубля и сейчас торгуется по 97,71 рубля.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи