Экспертиза / Financial One

Brexit 2 года спустя: что будет с Сити?

Brexit 2 года спустя: что будет с Сити? Фото: Waltraud Grubitzsch (DPA/TASS)
2269

12 сентября был опубликован очередной Индекс оценки развития международных финансовых центров GFCI 24 – ключевой рейтинг оценки конкурентоспособности МФЦ по всему миру. Впервые с 2015 года Лондон переместился на второе место рейтинга и уступил лидерство Нью-Йорку. Основная причина – Brexit, который создает серьезную неопределенность вокруг будущего Лондона и обостряет конкуренцию центров по всему миру за капитал и лидерство.

Более 2 лет назад Великобритания неожиданно для многих проголосовала за выход из состава ЕС. Сотни правительственных встреч и консультаций, рабочих групп, заявлений политиков и экспертов, посвященных процессу Brexit.

Весной 2018 года был сделан первый заметный шаг в сторону прояснения условий, на основе которых будут выстроены отношения Великобритании с ЕС, – публикация драфта соглашения о выходе Великобритании из состава ЕС. Вместе с тем, 120 страниц текста, представленного широкой общественности, фактически оставляют в стороне и едва ли объясняют многочисленному и уже как 2 года сильно встревоженному финансовому миру, на каких условиях будет функционировать Сити. Будет ли потерян паспортный режим в финансовом секторе, который позволяет банкам и другим финансовым организациям, находясь в Великобритании, беспрепятственно оказывать финансовые услуги в странах ЕС? Насколько серьезны будут те ограничения, с которыми столкнуться глобальные финансовые игроки в Лондоне для оказания услуг в странах ЕС? Каковы будут миграционные условия и приведут ли они к оттоку талантов? Насколько масштабен и затратен для бизнеса будет перевод части функций и персонала из Лондона?

Финансовый сектор – один из самых сложных и болезненных переговорных пунктов между Великобританией и ЕС. Так, Первая всеми силами стремится сохранить паспортный режим, который позволяет Лондону гарантировать доступ к рынку ЕС из Великобритании без необходимости находиться на континенте. Это приводит к существенным выгодам для экономики Соединенного королевства и делает Лондон одной из глобальных столиц капитала.

Финансовый сектор формирует 12% ВВП страны, создает около 2 миллионов рабочих мест и является одной из самых значительных статей экспорта. 78% рынка капитала ЕС приходится на Великобританию. Британские банки кредитуют компании и правительства ЕС на порядка 1,4 трлн. долларов США. 87% сотрудников представительств американских банков в ЕС располагаются именно на площадке МФЦ в Лондоне.

Потеря паспортного режима приведет к необходимости международных финансовых организаций получать разрешение на деятельность в ЕС, а оказание ряда финансовых услуг для клиентов в ЕС станет затруднено. По оценкам, около 5500 и 8000 фирм в Великобритании и за ее пределами соответственно используют рассматриваемый режим доступа на рынок ЕС. В случае потери доступа без соизмеримых соглашений им придется переезжать на материк, что приведет к значительным операционным затратам. Также, по прогнозам, ежегодные потери от Brexit для экономики Великобритании составят около 1-2% ВВП, при этом домохозяйство в среднем будет терять около 870 фунтов стерлингов ежегодно.

Дополнительным вызовом для финансового сектора от Brexit может стать существенный отток талантов и высоквалифицированных кадров, которые являются одним из ключевых факторов конкурентоспособности МФЦ в Лондоне. Лондон, как и Силиконовая Долина, извлекает пользу из критической массы одаренных профессионалов со всего мира, которые приезжают в Великобританию сначала учиться в лучшие вузы, а затем остаются работать в стране. 12% жителей Лондона – граждане ЕС, у которых могут возникнуть трудности с нахождением в Великобритании после выхода страны из союза. Особые опасения испытывает быстроразвивающийся сектор финтеха в Лондоне, который испытывает растущую потребность в ИТ-специалистах.

Однако власти ЕС не спешат гарантировать Лондону особые условия доступа на свой финансовый рынок. Представленное в марте соглашение о выходе Великобритании из состава Евросоюза оставляет в стороне сферу услуг, в том числе финансовый сектор. На сегодняшний день для финансового мира гарантирован лишь переходный период, который позволит предоставлять услуги на тех же условиях, что и раньше, вплоть до конца 2020 года.

Обсуждаются различные варианты. Очевидно из заявлений представителей ЕС, что столь важный для финансового сектора паспортный режим будет утрачен. Наиболее вероятным представляется эквивалентный режим, который предполагает свободный доступ на финансовый рынок ЕС в случае равноценных условий функционирования и регулирования рынков. Именно на основе данного режима, например, выстроено сотрудничество ЕС с США и Сингапуром. В то же время его сложно поддерживать, так как он предполагает от регуляторов постоянного контроля статуса равноценности. По мнению канцлера Казначейства Филипа Хэммонда, подобный режим не соответствует всему масштабу и сложности сотрудничества Великобритании и ЕС. Кроме того, эквивалентный режим едва ли сможет быть распространен на все сферы финансового рынка, что потребует заключения дополнительных соглашений. Разработкой этих системообразующих документов займется, как предполагается, недавно созданная рабочая группа из представителей ЕЦБ и Банка Англии.

Парадоксально, что звучит множество публичных заявлений от властей Великобритании о новых контурах работы финансового сектора в эпоху «пост-Брекзит» и единичные комментарии от европейских чиновников. Все это ведет к возрастанию напряженности в Сити, которая связана с растущими рисками высоких операционных затрат на перенос части функций бизнеса из Лондона.

Представитель TheCityUK Майлс Селиз отметил, что ключевая проблема Brexit для финансового мира – растущая неопределенность об условиях соглашения в сфере финансов. По его мнению, чем дальше от дня референдума, тем выше неопределенность.

Ведущие финансовые организации готовятся к худшему – потере свободного доступа к рынку ЕС. Отсюда и растущее число заявлений ведущих банков о переводе части операционных функций и персонала из Лондона в офисы во Франкфурте, Париже, Дублине. Вместе с тем, в реальности речь пока идет о переводе сотен, а далеко не тысяч сотрудников, что звучало в первые дни после референдума.

Представители ЕС едва ли готовы гарантировать какие-то особые условия Лондону, понимая особое значение МФЦ для национальной экономики. Они заинтересованы поддержать собственные финансовые центры. К числу МФЦ, которые могут выиграть от процесса Brexit, относятся Цюрих, Франкфурт, Амстердам, Вена, Милан. Рейтинг данных центров в новом рейтинге GFCI 24 растет.

Однако ни один из этих МФЦ не сможет в полной мере заменить Лондон, так как не обладает сопоставимым уровнем финансовой и сопутствующей инфраструктуры. Вероятнее, процесс Brexit приведет к существенной фрагментации финансового рынка ЕС, а в реальном выигрыше окажется Нью-Йорк, который лишь наряду с Лондоном является по-настоящему глобальным финансовым центром. Произошедшие изменения позиции Лондона в рейтинге GFCI подтверждают данный прогноз. Растущая конкуренция со стороны Нью-Йорка регулярно упоминается британскими чиновниками, дабы охладить пыл представителей ЕС наказать Лондон посредством создания серьезных проблем для Сити.

Очевидно, что обоим сторонам переговоров стоит оперативно искать взвешенное решение об условия для функционирования финансовой отрасли после 2020 года – как для того, чтобы не проиграть глобальную конкуренцию, так и чтобы успокоить финансовый мир, который пребывает в растерянности от царящей неопределенности и отсутствия ясных договоренностей.




Теги: Лондон, Brexit

Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи