О реформах России середины XIX века и финансовых изменениях, которые стали основой для дальнейшей модернизации страны рассказал военный историк Борис Кипнис на канале «Живая история с Борисом Кипнисом».
После окончания Крымской войны Россия оказалась в тяжелейшем положении. Страна столкнулась не только с социальными проблемами, но и с глубоким экономическим кризисом, рассказывает Борис Кипнис. Он отмечает, что финансовая система была истощена: расходы многократно возросли, а инфляция достигла 20-25%. По словам историка, «к 1856 году в сохранных казнах находился почти миллиард рублей в серебряном эквиваленте, но к 1860 году осталось лишь 200 миллионов». Государство использовало накопленные средства на военные и внутренние нужды, однако вернуть их в полном объеме уже не могло. Это подорвало доверие к финансовым институтам и потребовало срочных реформ.
Финансовая реформа и создание рынка ценных бумаг
Для выхода из кризиса российское правительство централизовало управление финансами, передав министерские кассы в ведение Министерства финансов. Александр Татаринов, изучивший западный опыт, предложил эту меру для сокращения коррупции и упорядочивания расходов. Несмотря на сопротивление министров, реформа обеспечила прозрачность бюджетных потоков. Финансовые преобразования способствовали развитию рынка ценных бумаг. За десять лет его объем вырос с нуля до миллиарда рублей, а железнодорожные акции стали основным биржевым инструментом. Как отмечает Кипнис, «после 1870 года к ним активно добавились акции промышленных предприятий». Эти меры заложили основу для дальнейшей модернизации экономики России.
Образовательные реформы: от университетов до женского образования
К середине 1860-х российская образовательная система находилась в кризисе. Университетский устав 1863 года предоставил вузам автономию:
«Преподаватели получили право самостоятельно выбирать ректоров и формировать учебные программы, что повысило уровень подготовки специалистов», – отмечает Кипнис.
Реформы затронули и школы: расширился доступ к гимназиям, учительские семинарии начали готовить кадры. В 1870-х открылись женские гимназии, а в 1872 году – первые высшие женские курсы, что стало важным шагом к образовательному равенству.
«Ключевой задачей реформ стало создание целостной системы образования для модернизирующейся экономики», – подчеркивает эксперт.
Городская реформа и железные дороги: новые возможности для экономики
В 1870 году была проведена городская реформа, которая установила более прозрачную систему управления.
«Благодаря реформе появились городские думы с выборными представителями, что позволило гражданам участвовать в решении местных вопросов», – рассказывает историк.
Города получили больше самостоятельности в таких вопросах, как налогообложение и благоустройство, однако проблемы с финансированием в малых городах и влияние центральной власти сохранялись.
Развитие железных дорог стало важным шагом для экономики. Кипнис подчеркивает роль Павла Мельникова, разработавшего концепцию железных дорог европейской части России. Строительство, переданное частным предпринимателям, дало успешные результаты: проект фона Дервиза, построившего дорогу Москва – Рязань, принес 8% прибыли в первый год, а затем этот показатель удвоился.
Олег Богданов про слабый доллар
Про изменения в бюджетной политике Германии, падение доллара и первые признаки ослабления санкционного давления на Россию рассказал ведущий аналитик QBF Олег Богданов на канале «Богданов в курсе».
Одним из наиболее значимых событий последних дней стало решение правящей коалиции Германии, включающей социал-демократов и христианских демократов, об увеличении госрасходов, рассказывает Олег Богданов. По его словам, политики планируют создать инвестиционный фонд объемом 500 млрд евро, средства которого направят на развитие инфраструктуры и оборонной отрасли. Однако, для реализации этих мер потребуется внести изменения в Конституцию страны, поскольку запланированный дефицит превышает действующие ограничения.