Текст: Денис ЕМЕЛЬЯНОВ
Накануне обвала 2008‑го американский рынок захлестнула волна байбэков — выкупов эмитентами собственных акций с открытого рынка. Возможно, это стало одной из основных причин сокращения торговых оборотов в акциях за океаном. Российские компании наиболее активно начали выкупать свои акции уже после того, как кризис миновал.
Компании тратят свои свободные средства и повышают прибыль на акцию (EPS, Earnings Per Share). В отличие от выплаты дивидендов, байбэки обычно не приводят к угрозам падения стоимости акций компании. У акционеров есть выбор — монетизировать свои вложения в акции либо увеличивать реальную долю в компании, отказавшись от выкупа. На протяжении десятилетий этот механизм функционировал исправно, но с началом 2000‑х его механизм работы серьезно начал влиять на рыночную ситуацию.
С 2004 года размер капитала, потраченного американскими публичными компаниями на выкуп собственных акций, стал неуклонно расти, в среднем на 100% в год (см. рис. 1). Пик тенденции пришелся на август сентябрь 2007‑го: за два месяца с открытого рынка исчезли бумаги на сумму более $100 млрд. Согласно статистике по компаниям, входящим в индекс Russell 3000, за последние несколько лет с рынка было выведено бумаг более чем на $3 трлн.
Глава Berkshire Hathaway Уоррен Баффетт полагает, что выкуп эмитентом акций с рынка может быть хорошей идеей, однако лишь до тех пор, пока цена не слишком высока. То, что произошло в последние предкризисные годы, явно идет вразрез с таким заявлением. Статистика свидетельствует о том, что наиболее активно американские компании выкупали собственные акции в период высоких цен непосредственно перед обвалом 2008‑го. Последовавшее затем падение фондовых индексов сопровождалось снижением объема байбэков более чем в пять раз к зиме 2008–2009‑го. За это же время основной индикатор американского рынка S&P 500 просел чуть более, чем вдвое. Эмитенты, с удовольствием покупавшие свои бумаги по высоким ценам, не захотели брать их дешево. Менеджмент, на пиках 2007‑го считавший акции своих компаний недооцененными, на «дне» 2008–2009-го решил, что они переоценены.
Впрочем, вполне вероятно, что в этот период у эмитентов просто закончились свободные деньги. Скорее всего, бум байбэков возник из‑за того, что у менеджеров большинства компаний иссякли идеи, куда вкладывать образовавшийся свободный капитал. Обратный выкуп — достаточно простое средство повысить прибыль на акцию, а заодно и толкнуть вверх котировки бумаг. И никаких умственных затрат, никакого креатива: только деньги, которых до кризиса на руках было в достатке.
Локомотивом бума байбэков выступила верхушка списка наиболее капитализированных публичных компаний Америки. На 50 эмитентов — лидеров по капитализации из индекса Russell 3000 за период с 2004 по 2012 год пришлось более половины долларового объема всех выкупов. А 30 компаний, входящих в индекс Dow Jones Industrial Average, потратили на байбэки 44% от общих колоссальных $3 трлн. И хотя мелкие компании также порой выкупают с рынка свои бумаги, байбэки, как правило, объявляют эмитенты, капитализация которых относительно велика. Еще одна интересная деталь: абсолютное большинство выкупов пришлось на высокотехнологичные и финансовые компании (включая банки), в то время как наименьшую активность проявили предприятия коммунального и телекоммуникационного секторов (см. рис. 2).
Объем капитала, потраченного американцами на байбэки, демонстрирует отчетливую корреляцию с внутридневными торговыми оборотами на NYSE (см. рис. 3). А потому вполне вероятно, что массовый выкуп и, соотвественно, сокращение количества ценных бумаг в обращении стали одними из основных причин двукратного падения торговых оборотов на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Русский байбэк
В России байбэки до недавнего времени не были массовым явлением. Довольно долго страна фактически обходилась без байбэков, они начались лишь после кризисного периода 2008‑го. Самой заметной в докризисный период стала покупка «Норильским Никелем» собственных акций на общую сумму около 70 млрд рублей. Когда же фондовый рынок обвалился, многие компании, в отличие от американских, посчитали выкуп подешевевших бумаг хорошим вложением капитала. Помимо «Норникеля», о своем желании выкупить свои акции заявили «Северсталь», Sollers, «Вимм-Билль-Данн», «Уралкалий», «Распадская» и некоторые менее крупные эмитенты.
Отечественная практика байбэков имеет свою специфику. По словам частного трейдера Дениса Панасюка, часто обратный выкуп проводится из‑за того, что собственникам нужны средства, а они не могут или не хотят проводить публичное размещение. Кроме того, г-н Панасюк отмечает, что большинство байбэков проводится не для всех участников рынка, а в интересах менеджмента или собственников компаний-эмитентов.
Как отмечает управляющий партнер хедж-фонда Scorpii18 Сергей Шаламов, грядущий байбэк может стать хорошей возможностью заработать. Однако далеко не всегда цена выкупа превышает реальную оценочную стоимость компании, а потому, принимая инвестиционное решение, имеет смысл закладывать в расчеты «подушку безопасности» на случай дисконта.
При этом выкуп с рынка собственных акций компанией «первого эшелона» обычно не приводит к заметному снижению ликвидности бумаг в биржевом «стакане», отмечает эксперт ITinvest Василий Олейник. Влияние байбэка на торговые обороты на фоне других факторов практически незаметно. В то же время, по словам частного управляющего Андрея Есина, выкуп низколиквидных бумаг с рынка порой приводит к снижению активности торгов ими практически до нулевой отметки.