Экспертиза / Financial One

Алексей Бачеров про инфляцию и ставку ЦБ

3223

Причины роста инфляции в России, политику ЦБ и многое другое обсудили с экономистом Алексеем Бачеровым.

Делимся мнением эксперта от первого лица.

Интересно наблюдать за риторикой Центрального банка, который каждый раз в ходе выступления говорит о том, что пик инфляции пройден. Но потом оказывается, что он не совсем пройден, и мы снова видим очередной пик.

На мой взгляд, в текущей ситуации интересно то, что инфляционное давление продолжает остаться достаточно высоким. Это связано с различными факторами, в том числе с санкциями и с СВО. Но если смотреть не через призму политических или геополитических соображений, то на эту ситуацию можно взглянуть по-другому.

С экономической точки зрения картина выглядит очень интересно. Сейчас государство проводит стимулирующую политику, происходят достаточно большие вливания денежных средств, и это никак не зависит от Центрального банка. ЦБ в этом случае действует в разрезах только тех механизмов и инструментов, которые ему доступны. Пока будет проводиться такая политика, инфляционное давление продолжит сохраняться. Существует только один способ бороться с инфляций – с помощью высоких процентных ставок. Пока не произойдет кардинального изменения в части стимулирующей политики государства, регулятор будет вынужден удерживать высокую ставку. Это одна сторона вопроса.

Есть вторая сторона вопроса, которая связана с тем, что люди, как как бы парадоксально это ни звучало, действительно любят потреблять. На сегодняшний день в России рост реальных доходов превышает рост инфляции. Это говорит о следующем: проблема не кроется в том, что нечего есть и не на что жить. Проблема более глобальная: дефицит кадров вызывает рост зарплат, это стимулирует рост потребления, и в результате закручивается маховик.

Еще один существенный фактор заключается в том, что у нас до сих пор существует достаточно большое количество льготных программ. Государство пытается их оптимизировать и сделать более точечными, но эти программы все равно существуют. Конечно, они мешают Центральному банку полноценно справляться с задачей борьбы с инфляцией. Наверное, если все льготные программы будут отменены, и выровняется ситуация по кредитованию для различных структур, инфляция сама по себе достаточно быстро пойдет на спад, хотя и с определенным лагом. Это экономическое обоснование.

Кроме того, существует социологическая составляющая. Российские граждане по своей природе достаточно пугливы. При возникновении любой неопределенности мы начинаем скупать доллары, недвижимость, машины, телевизоры и так далее. Маховик потребления, обусловленный боязнью того, что завтра что-то произойдет и деньги исчезнут, заставляет людей покупать то, что им не нужно. Эльвира Сахипзадовна в этом случае действует весьма классическим образом в духе монетаристских идей: ЦБ поднимает ставки до таких уровней, при которых не остается никакого желания что-либо покупать.

Что касается меня, я действительно считаю, что при текущих ставках нет никакого интереса заниматься потреблением, а уж тем более брать кредиты. Потому что сегодня, просто разместив деньги на депозите, вы можете получать 18-20% годовых. Но население России, к сожалению, не очень грамотное с финансовой точки зрения, поэтому паника подталкивает к потреблению, что и вызывает очередное инфляционное давление.

Конечно, еще можно было бы поговорить о проблемах, которые связаны с текущими платежами импортеров и экспортеров. Это тоже не самая приятная история. Но я не могу сказать, что все инфляционное давление вызвано исключительно санкционными войнами. Мне кажется, что в текущих обстоятельствах каждый из вышеперечисленных факторов достаточно весом, и тем самым может создавать диспропорцию между инфляцией и высокой ставкой, которую держит Центральный банк.

Важно понимать, что каждая часть государственной структуры решает свои задачи, которые перед ней стоят. Когда вся ответственность за борьбу с инфляцией возлагается, например, на Центральный банк, это не совсем корректная история, потому что у регулятора есть только ограниченный набор механизмов, которые он может применить. Понятно, что, если бы, например, Минфин, Минэкономразвития и другие ведомства предприняли какие-то действия, ЦБ было бы проще справляться с поставленной задачей.

Конечно, Банк России – один из столпов, но он не всесилен. И, как уже было отмечено ранее, пока будет продолжаться стимулирующая политика со стороны государства, регулятору будет очень тяжело справляться с инфляцией. Конечно, ЦБ может использовать не только высокие ставки, но и другие механизмы, например, уменьшение денежной массы, но в результате эффект может оказаться еще более негативным.

Александр Фролов про цены на бензин

Особенности формирования цен на бензин в России и США, запрет на экспорт бензина и многое другое обсудили с заместителем генерального директора Института национальной энергетики Александром Фроловым.

Делимся мнением эксперта от первого лица.

Если говорить про текущую ситуацию с ценами на бензин, можно выделить два основных момента. Во-первых, если СМИ не акцентируют внимание на данной теме, люди следят за ней гораздо менее активно. Если не говорить о ценах на бензин постоянно, реакция населения будет не столь эмоциональной. В действительности этот фактор не такой уж значимый для нашего внутреннего потребителя. Хочу подчеркнуть: это не означает, что о проблеме роста цен на бензин не стоит говорить. Но зачастую людей раздражает сам факт роста цен, а не уже выросшие цены, которые они видят.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи