Причины и последствия прекращения транзита газа через Украину, возможности его возобновления, энергетический кризис в Европе и многое другое обсудили с заместителем генерального директора Института национальной энергетики Александром Фроловым.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
В начале 2009 года был приостановлен транзит газа через Украину, что стало следствием серьезного газового конфликта между Россией и Украиной. Он возник на фоне необходимости подписания новых контрактов между странами. В результате поставки газа в Украину были приостановлены, так как не было юридических оснований для продолжения транзита. Украина, в свою очередь, начала забирать газ из транзитных потоков, что нарушало работу системы поставок и, в конечном итоге, привело к остановке транзита газа через Украину.
Очевидно, что остановка транзита была обусловлена не какими-то техническими проблемами, а именно политическим конфликтом. Однако это обстоятельство было использовано противниками России как доказательство ненадежности поставок газа из страны. В Европе начали активно обсуждать альтернативные маршруты поставки газа, в том числе пытались возродить проект газопровода «Набукко», который должен был обеспечить Европу газом, минуя Россию. Однако, несмотря на большие усилия и обещания турецких властей, проект «Набукко» не был реализован, и Европа не получила альтернативу российскому газу.
В то время, как на фоне этого конфликта продолжалась борьба за альтернативные пути поставок газа, Россия продолжала развивать различные маршруты для транспортировки газа в Европу. Например, был построен Северный поток, а также инициирован проект Южного потока, который позже трансформировался в Турецкий поток. Эти проекты позволяли снизить зависимость от транзита через Украину и обеспечивали дополнительные мощности для поставок газа в Европейский Союз. Таким образом, Россия подготовилась к возможному прекращению транзита через Украину, понимая, что Украина в нулевые годы оставалась зоной постоянных конфликтов и политических противоречий, которые мешали стабильности поставок газа.
В 2011 году был проведен крупный аудит газотранспортной системы Украины, который показал, что ее состояние оставляет желать лучшего. Украина не начала модернизацию своей газотранспортной инфраструктуры, несмотря на выявленные проблемы. А в 2014 году вообще стало невозможно говорить о надежности поставок газа через эту страну, и вопрос о транзите стал еще более проблематичным. Тем не менее поставки продолжались.
В 2019 году был подписан новый контракт на транзит газа, который завершился 1 января 2025 года. Это ознаменовало собой конец эпохи. Однако стоит отметить, что хотя транзит газа через Украину и был завершен, процесс, скорее, можно рассматривать как временную приостановку, а не окончательное завершение. Да, многие эксперты считают, что вряд ли будет подписан новый контракт с Украиной. Но для того, чтобы осуществлять транзит, контракт не нужен. Существуют иные методы, с помощью которых можно регулировать прокачку газа через территорию Украины, например проведение аукционов. Восстановить прокачку газа можно – было бы желание.
Одним из ярких примеров интереса к сохранению транзита стал случай в декабре 2024 года, когда несколько стран Европы, включая Словакию, Австрию, Венгрию и Италию, подписали декларацию с просьбой сделать все возможное для сохранения транзита. Однако в ответ на эту декларацию Еврокомиссия заявила, что она готова принять прекращение транзита. Причина такой реакции кроется в позиции так называемого коллективного Запада, который на протяжении многих лет не желал идти на переговоры с Россией по вопросу транзита, воспринимая это как капитуляцию.
Интересы различных сторон в Европе, включая промышленность, обычных граждан и власти, не совпадают. В то время как европейские промышленные предприятия заинтересованы в обеспечении стабильных поставок газа по разумным ценам, власти Евросоюза придерживаются своей политики по отказу от российского газа, которая на практике привела к значительным изменениям на энергетическом рынке Европы. В частности, высокие цены на газ, вызванные политическими решениями, способствовали снижению потребления газа, особенно среди домашних потребителей.
Мировой экономический кризис 2008-2009 годов стал значительным переломным моментом для развития Евросоюза, особенно в области энергетики. Кризис привел к резкому снижению спроса на энергоносители и значительному падению экономических показателей. Особенно это отразилось на потреблении газа. В 2009 году, на фоне кризиса, потребление газа в ЕС (включая Великобританию, которая на тот момент еще была частью ЕС) сократилось до 415 млрд кубометров. Через более чем десять лет, в 2021 году, потребление газа снова достигло того же уровня – 415 млрд кубометров.
Еще до кризиса существовали прогнозы о том, что в 2030 году потребление газа в ЕС может достичь 800 млрд кубометров. Такие прогнозы строились на предположении, что экономика продолжит расти, а вместе с ней и потребности в энергии. Однако реальность оказалась иной: потребление газа не только не увеличилось, но и сократилось.
Этот контекст важен для понимания нынешней ситуации в Евросоюзе, особенно в энергетической сфере. Европейские промышленники и власти ЕС находятся в разном положении относительно энергетической политики. Власти ЕС, в свою очередь, не очень заинтересованы в том, чтобы активно преодолевать текущий энергетический кризис. Это отчасти связано с тем, что всегда можно обвинить в проблемах внешние факторы, например, Россию. Однако важно заметить, что кризис в энергетической сфере не начался в Европе именно в момент введения санкций против России. Энергетический кризис начал проявляться на глобальном уровне еще в 2021 году, и в Европе он ощущался гораздо сильнее из-за реформ, которые были запущены в 2009 году. Именно тогда в ЕС была проведена реформа ценообразования на газ, которая привела к переходу на биржевую модель.
Андрей Ванин про ключевую ставку, актуальные инвестинструменты и акции «Газпрома»
Решение Банка России о ключевой ставке, снижение темпов кредитования, динамику инфляции, а также надежность золота и перспективы акций «Газпрома» обсудил руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк инвестиции» Андрей Ванин.
Решение Банка России не повышать ключевую ставку в декабре стало неожиданным, учитывая предыдущую жесткую риторику в борьбе с инфляцией, сообщает Андрей Ванин. Регулятор объяснил это замедлением корпоративного кредитования, однако рынок воспринял такое решение как отход от последовательной политики. «ЦБ весь 24-й год пытался убедить рынок в том, что он очень решим в борьбе с инфляцией», – объясняет эксперт, отмечая, что основная задача ЦБ состоит в борьбе с инфляций, а не с темпами кредитования.
Он подчеркивает, что эмоциональная реакция рынка после декабрьского заседания оказалась заметной.