Результаты первой и второй пятилетки, стахановское движение и многое другое обсудили с историком Евгением Спицыным.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
В феврале 1935 года состоялся первый всесоюзный съезд колхозников. Это стало своеобразным рубиконом в политике коллективизации. В основном в хлебопроизводящих регионах страны коллективизация была закончена, все сложности и проблемы, связанные с этим процессом, улеглись. Поэтому был принят первый устав сельскохозяйственной артели. Это произошло в середине второй пятилетки.
Что касается промышленного производства, в конце первой пятилетки было официально объявлено об успешном завершении плана за четыре года и три месяца. Но результаты, о которых сообщалось, носили, мягко говоря, лукавый характер. Здесь важно понимать, что это было сделано не просто так: возникла необходимость нацелить советский народ на дальнейшее строительство социализма.
В годы горбачевской перестройки эту ситуацию стали обыгрывать особым образом, дескать, Сталин обманывал советский народ. Да, многие целевые показатели действительно не были достигнуты, но это вовсе не означает, что сама пятилетка оказалась провальной. Было построено более трех тысяч крупных промышленных предприятий, началось создание новых промышленных отраслей, которых не существовало в Советском Союзе и царской России. В этом смысле первая пятилетка заложила базовые основы индустриальной мощи Советского Союза.
Вторая пятилетка официально проходила в период с 1933 по 1937 год. Разработка плана началась еще в конце 1932 года. К его разработке подошли более комплексно и осторожно, с тем чтобы в первую очередь сбалансировать государственный бюджет. Надо сказать, что выбранный подход к разработке плана второй пятилетки дал возможность существенно нарастить объемы промышленного производства и ввести в строй 4,5 тысячи крупных промышленных предприятий. Именно в этот период были построены такие гиганты советской индустрии, как Азовский и Запорожский сталелитейные заводы, Нижнетагильский и Новолипецкий металлургические комбинаты, вступили в строй Воркутинский и Печерский угольные бассейны и так далее.
Особенно важно то, что в годы второй пятилетки был сделан гигантский прорыв в машиностроении, особенно в сельскохозяйственном. Взять хотя бы тракторную промышленность: если в 1922 году было произведено всего 2 тысячи тракторов, то в 1937 году – 545 тысяч тракторов. Это гигантский рост производства. Если в 1928 году вообще не было комбайнов, то в 1937 году было произведено порядка 140 тысяч единиц. В 1928 году была произведена всего тысяча автомобилей, а в 1937 году – более 200 тысяч.
На Западе существовало мнение, что якобы неудачи выполнения плана первой пятилетки породили раскол внутри сталинского руководства. Говорили о том, что правотроцкистская группировка настаивала на дальнейших ускоренных темпах индустриализации и особом увеличении капиталовложений, а им противостояла так называемая умеренная или пробухаринская группировка. Они, наоборот, настаивали на умеренных темпах индустриализации, отказе от чрезвычайных мер и так далее.
Но я сразу хочу сказать, что это представление ложное. Судя по документам, в том числе и по протоколам заседания Политбюро, дуализма во внутренней политике не было. Да, были какие-то споры, но они не носили принципиального характера. Сталинская группировка в целом выступала с единым курсом ускоренной индустриализации, коллективизации и культурной революции. Но споры относительно проблем капиталовложений действительно шли. Возникали вопросы о том, насколько надо увеличивать темпы капиталовложений, то есть объемы строительства новых производственных корпусов и оснащение этих промышленных объектов соответствующим станочным оборудованием, электроэнергетикой и так далее.
Нужно иметь в виду еще и то, что именно в годы второй пятилетки родилось знаменитое стахановское движение. Оно охватило все отрасли народного хозяйства, прежде всего базовые, то есть металлургию, угледобычу, рудодобычу, железнодорожный транспорт и некоторые сегменты аграрного производства. Правда, здесь надо сказать, что стахановское движение имело как положительные, так и отрицательные стороны. Дело в том, что рекордизм создавал довольно большие проблемы в отдельных отраслях и на отдельных производствах. За рекордизмом не поспевали заводы-партнеры, которые должны были брать на себя аналогичные обязательства, но в силу ограниченности ресурсов у них это не получалось. Поэтому уже где-то к 1938 году стахановское движение схлопнулось.
Но на определенном этапе, то есть в 1935-1937 годах, стахановское движение действительно сыграло выдающуюся роль. В основном, конечно, это имело характер пропагандистской работы, потому что надо было нацелить советских людей, прежде всего молодежь, которая массово стала переселяться из сельской местности в города, на трудовой подвиг.
Как пандемия коронавируса предотвратила мировую войну
Как ковид избавил мир от войны, конспирологические теории вокруг QR-кодов и многое другое обсудили с экспертом в области кибербезопасности Андреем Масаловичем.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
К концу 2019 года в мире накопился очень серьезный кризис, и пандемия коронавируса стала отличным поводом для проведения предварительной мобилизации, чтобы посмотреть, можно ли загнать всех в стойло, пересчитать, проконтролировать и прочее. Когда начинался ковид, журналисты спрашивали меня о том, действительно ли такой кошмар будет длиться вечно. А я отвечал: радуйтесь этому кошмару, ведь он избавил нас от большой войны.