Найти

Робо-эдвайзер (robo-advisor)

Робо-эдвайзер (robo-advisor) – компьютерная система инвестиционного консультирования (далее по тексту – Система). На сегодняшний день многие финансовые организации уже обзавелись такими решениями, вложившись в их создание или заключив партнерские договоры с разработчиками.

Технически робо-эдвайзеры существенно отличаются от другого класса компьютерных решений – торговых биржевых роботов (algo trading), которые используются профессиональными трейдерами. Робо-эдвайзеры рассчитаны на персональное применение непрофессиональными пользователями и представлены либо программами с доступом через компьютер или мобильное устройство, либо гибридными решениями (программа и участие консультантов).

Усредненный перечень возможностей робо-эдвайзеров включает выявление потребностей клиента, поиск решения с учетом финансовых возможностей и целей клиента, предложение способа имплементации этого решения, а также анализ результата с уточнением стратегии. Суть функционирования Систем заключается в том, чтобы помочь клиентам, прежде всего розничным инвесторам, сформировать свой индивидуальный инвестиционный портфель для каждого конкретного случая либо несколько вариантов такого портфеля на выбор с небольшими отклонениями по риску.

Системы позволяют правильным образом учесть ключевые критерии финансовых инструментов, заложить в модель инвестиционного портфеля предполагаемый уровень инфляции и прочие параметры. На практике клиент инвестиционной компании собственноручно заполняет электронную анкету, которая содержит большой блок вопросов относительно его накоплений и собственности, уровня дохода и познаний в области финансового рынка, наличия страховых продуктов и отношения к страхованию, наличия иждивенцев и регулярных крупных расходов, а также ряд вопросов относительно восприимчивости клиента к риску. После анализа собранных данных о клиенте клиент получает наглядное описание подходящей ему по уровню риска модели инвестиционной стратегии и инвестиционного портфеля, в деталях описывающих, каким образом и почему его средства должны быть инвестированы в те или иные финансовые инструменты. Анализ функционирования Систем показывает, что они способны существенным образом изменить взаимодействие инвестиционных компаний со своими клиентами при покупке и/или продаже ими финансовых инструментов, поскольку Системы предоставляют инвестиционным компаниям возможность идти не от продуктов и услуг, которые они предлагают, а от реальных потребностей клиентов. В результате клиент получает желаемый результат, а инвестиционная компания – дополнительные доходы от долгосрочного инвестирования клиента.

С аналогичным предложением по автоматизации финансового консультирования для стран ЕС выступил Объединенный комитет из трех европейских надзорных органов (ESAs), включающий в себя Европейскую банковскую организацию (EBA), Европейскую организацию страхования и пенсионного обеспечения (EIOPA) и Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг (ESМА), на сайте одного из которых 4.12.2015 был опубликован соответствующий дискуссионный документ. Данный документ объясняет концепцию автоматизации финансовых консультаций, посредством которых инвестиционные компании обеспечивают своим клиентам автоматизированные консультации на финансовом рынке, подчеркивая при этом в том числе потенциальные выгоды данной инновации для инвесторов. В настоящее время использование Систем наиболее распространено в США, Австралии и Канаде – выходить на рынок они стали в 2008 году (в США), и с тех пор с каждым годом их число растет и увеличивается сумма средств под их управлением. Сегодня широко известны автоматизированные инвестсервисы Wealthfront, Betterment, Schwab Intelligent Portfolios, Future Advisor и другие. В абсолютном выражении охват этого сервиса и степень его влияния невелики, однако очевиден его убедительный рост: в 2015 году объем портфелей под управлением цифровых «инвестконсультантов» увеличился более чем в 3 раза.

Рост популярности технологии робо-эдвайзеров обусловлен следующими причинами: 

1. Значительно более низкие (в некоторых случаях нулевые) размеры комиссии по сравнению с традиционным рынком. Это делает услуги доступными для потребителей массового рынка (обладателей активов менее $200 тысяч).

2. Робо-эдвайзеры создают дополнительные преимущества, связанные с легкостью доступа к услугам (любое место, любое время, необходимо только наличие точки выхода в Интернет). 3. Вложение средств в технологии позволяет расширить аналитические возможности робо-эдвайзеров, потенциально развивая спектр рекомендаций. Иными словами, такие системы могут обеспечивать высокую персонализацию и учет специфических требований клиентов в течение долгого времени.

4. Многие ведущие фирмы по управлению активами уже работают по включению возможностей робо-эдвайзеров в гибридные решения, что создает дополнительную ценность предлагаемых услуг.

5. Технология снижает барьер входа на рынок для новых фирм, которые экономят на дорогостоящих консультантах, что увеличивает конкуренцию на рынке, повышает качество услуг и снижает их стоимость для потребителя. Основные проблемы, связанные с робо-эд- вайзерами, обусловлены такими их особенностями, как уязвимость для сетевых злоумышленников и применение общих алгоритмов формирования стратегий для широких групп пользователей. Вместе с тем компьютеры не подвержены человеческим слабостям, действуют точнее и быстрее, а в вопросе алгоритмического единообразия многое зависит от конкурентности рынка.

В связи с этим наиболее перспективной представляется комбинированная схема: команды инвестиционных консультантов, «усиленные» робо-эдвайзерами. Согласно отдельным прогнозам, именно комбинированные сервисы могут добиться максимального успеха, получив через 10 лет под управление до 10% активов рынка, в то время как «чистые» робо-эдвайзеры смогут контролировать не более чем 2%. В мае 2015 года SEC и FINRA выпустили совместное оповещение, призванное ознакомить инвесторов с основными особенностями робо-эдвайзеров. Кроме того, оповещение содержит пять советов по безопасному использованию автоматизированных инвестиционных инструментов:

1. Четко понять правила и требования, связанные с использованием инструмента, включая все возможные виды расходов.

2. Понять все ограничения, связанные с применением инструмента. В числе прочего необходимо изучить предположения и допущения, на которых строится логика работы робо-эдвайзера, поскольку в каком-либо конкретном случае эти предположения могут быть некорректны.

3. Признать, что результат работы инструмента напрямую зависит от того, какую информацию ему предоставляет пользователь.

4. Учесть, что автоматизированный инструмент может оказаться неточен в отношении целей пользователя – во многом это связано с тем, что автоматизированный инструмент не может учесть всего спектра значимых деталей.

5. Защитить личную информацию. При этом для определения надежности робо-эдвайзера в части обеспечения защиты личной информации клиент должен получить возможность ознакомиться с компанией-производителем и поставщиком соответствующего продукта. В свою очередь FINRA выпустила обзор цифровых инструментов инвестиционного консультирования, напоминая участникам рынка о необходимости следовать юридическим нормам в случае применения этих инструментов. Эффективные практики в случае применения робо-эдвайзеров (не вводимые нормативно, но рекомендованные FINRA участникам рынка), по мнению FINRA, должны включать:

– управление и надзор за методологиями и алгоритмами;

– управление и надзор за портфелями и конфликтами интересов;

– профилирование пользователей;

– автоматизированную ребалансировку портфеля;

– обучение пользователей. Британский регулятор (FCA) рассматривает робо-эдвайзеров как перспективную и эффективную технологию. В обзоре рынка финансовых консультационных услуг за 2014–2015 годы отмечается, что на финансовом рынке Великобритании есть ряд существенных пробелов, в результате чего две трети продаж финансовых продуктов не сопровождались консультациями, при этом 34% покупателей, не воспользовавшихся консультациями, пожалели о сделке. При этом фирмы сосредоточены на «дорогих» клиентах: очное консультирование имеет довольно высокую себестоимость, что ограничивает его доступность для обладателей небольшого объема активов.

В сложившейся ситуации технологические решения могут стать выходом из ситуации, обеспечив клиентов финансовых организаций недорогим сервисом. Для помощи разработчикам робо-эдвайзеров FCA планирует сформировать специальный орган (Advice Unit, отдел по консультированию) в рамках своего подразделения Project Innovate. С учетом изложенного формирование инвестиционной стратегии клиента представляется перспективным осуществлять как непосредственно финансовым советником, так и с использованием Систем. При этом для обеспечения возможности формирования инвестиционной стратегии с использованием Систем на уровне законодательства (нормативного акта Банка России) к ним должны быть установлены основные требования, в частности порядок валидации Систем, меры ответственности за их некорректную работу, а также требования к обязательным для исполнения стандартам, разрабатываемым СРО в целях регламентации функционирования Систем, в том числе требования к определению источников данных.

//Из доклада «Совершенствование системы защиты инвесторов на финансовом рынке посредством введения регулирования категорий инвесторов и определения их инвестиционного профиля», Банк России, 2016//

Робо-эдвайзеры в России

По состоянию на июль 2016 года в России работал лишь один робо-эдвайзер – сервис «Финансовый автопилот», разработанный компанией FinEx, которая является оператором более 10 фондов ETF. Система анализирует инвестиционный профиль клиента, а затем предлагает ему портфель на основе биржевых фондов FinEx.

В июне 2016 года сервис биржевой аналитики Conomy также анонсировал создание робо-эдвайзера. 

Статьи по теме

Робо-эдвайзинг, или не разорит ли нас компьютерный интеллект

Банк России опасается роботов-консультантов

FinEx кастомизирует своего робо-эдвайзера под российские банки





Вернуться к списку терминов

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи
  • НП РТС запустила в России торги 6 новыми ETF, включая легендарный SPY
    Автор: Financial One 19.11.2018
    135

    16 ноября клиринговый центр МФБ (входит в НП РТС) расширил линейку американских ETF, доступных российским квалифицированным инвесторам. Среди новых инструментов знаменитый SPDR S&P 500, который является старейшим и самым популярным ETF в мире.more

  • Криптобиржа OKEx разозлила трейдеров
    Автор: Яна Кудрявцева 19.11.2018
    107

    Торговая площадка неожиданно изменила правила расчета криптовалютных деривативов на $135 млн, в результате чего некоторые трейдеры понесли значительные потери, пишет Bloomberg.more

  • Почему Промсвязьбанк ждет укрепления рубля до 63 за доллар
    Автор: Михаил Поддубский, аналитик Промсвязьбанка 19.11.2018
    831

    На текущей неделе ориентируемся на диапазон 65-67 рублей за доллар, а среднесрочно по-прежнему считаем отечественную валюту недооцененной.more

  • «Крест смерти» для акций FAANG
    Автор: Яна Кудрявцева 19.11.2018
    202

    На графике нескольких акций группы FAANG (Facebook, Amazon, Apple, Netflix и Google) появилась фигура «крест смерти», которая может стать предвестником окончания восходящего тренда и перехода котировок в медвежью фазу.more

  • Индейка повлияет на эту торговую неделю – американский премаркет
    Автор: Павел Пахомов, Санкт-Петербургская биржа 19.11.2018
    105

    Вполне возможно, подготовка к празднику и приготовление индейки начнется уже сегодня и участникам рынка будет не до торгов. И поэтому, скорее всего, нас ждут спокойные торги на фоне небольшим оборотов с минимальным изменением цен.more