Market Vectors / Financial One

Золотая декада SPDR Gold Trust

Золотая декада SPDR Gold Trust
7635
Ровно 10 лет назад на Нью-Йоркской бирже впервые появились паи принципиального нового инвестиционного фонда, представлявшего собой бумажное выражение физического золота - SPDR Gold Trust. Инвесторы получили возможность вкладывать деньги не в акции золотодобывающих компаний и не во фьючерсы на металл, а непосредственно в бумаги, на 100% обеспеченные настоящим золотом. С тех пор этот фонд знавал времена и бурного роста, и заметного падения, а сегодня его блеск несколько потускнел. Тем не менее тысячи инвесторов - от рядовых частных вкладчиков до мультимиллиардеров - верят, что рано или поздно золото (и сам фонд) принесёт им достойную прибыль.

Официальная дата начала деятельности «золотого» фонда SPDR Gold Trust (тикер GLD), который в то время назывался streetTRACKS Gold Trust, - 18 ноября 2004 года. Этот фонд был первым сырьевым торгуемым фондом, но не был и не является сейчас обычным биржевым фондом - ETF. Формально, фонд организован в виде траста, владеющего золотыми слитками в интересах клиентов. По сути, это чисто техническое отличие, за исключением одного, но важного момента. По американским законам, золото в виде слитков и монет - предмет коллекционирования (как картины или другие объекты искусства), поэтому облагается не стандартным налогом на прирост капитала в 20%, а повышенным - 28%. Во время бума популярности траста это стало неприятной неожиданностью для многих мелких инвесторов, полагавших, что «золотые паи» облагаются теми же налогами, что и паи других ETF. Зато, как и большинство ETF, золотой фонд обходится инвесторам весьма дёшево с точки зрения расходов на управление - они составляют всего 0,4% активов.

Бурный рост и разочарование

Десять лет назад во время IPO streetTRACKS Gold Shares было выпущено 2,3 млн паёв, каждый из которых обеспечивался 1/10 унцией золота. Иначе говоря, на рынок поступили 230 тысяч унций золота в «бумажном» виде. В первый же день торгов количество паёв было увеличено до 2,6 млн штук, на следующий день - до 18,6 млн, а через пару дней их количество превысило 30 млн (то есть 3 млн унций золота). Объём золота, контролируемый фондом, быстро рос и 7 декабря 2012 года составил более 43,51 млн унций драгоценного металла.

Однако, максимальной стоимости активов фонд достиг значительно раньше - 22 августа 2011 года, тогда его капитализация равнялась $77,5 млрд. При этом в день предыдущих торгов - 19 августа - GLD стал крупнейшим торгуемым фондом в мире, обойдя ETF, отслеживающий индекс S&P500 (SPY). Успеху фонда способствовал рост цены золота, которая в те дни достигла $1877,5 за унцию.

Сегодня в «закромах» фонда, который управляется компанией State Street Global Advisors, находится чуть больше 23 млн унций (720 тонн) золота, практически ровно в 100 раз больше, чем при основании. Стоят эти унции всего чуть больше $27 млрд - золото в наши дни далеко не так ценно, как в 2011 году. Да и в рейтинге крупнейших ETF он скатился в конец первой десятки, отставая по стоимости от SPY в 7,4 раза.

А есть ли золото?

Физически золото фонда хранится в виде 58034 слитков весом около 400 унций (11,33 кг) каждый (реальный вес слитков колеблется в пределах 350-430 унций). Все они находятся в Лондоне в трёх хранилищах. Основное - хранилище банка HSBC USA (входящего в британскую финансовую группу HSBC), два дополнительных принадлежат Банку Англии и London Bullion Market Association и используются для расчётов при продаже и покупке золота. Количество и качество слитков регулярно проверяется компанией Inspectorate International Limited, входящей в группу Bureau Veritas, которая контролируется французской семьёй Вендел.

C самого начала некоторые инвесторы подозревали, что никакого золота у SPDR Gold Trust на самом деле нет. Они вчитывались в условия работы траста и находили там неувязки, которые, по их мнению, указывали на фиктивность вложений в металл. Но компании, отвечающие за хранение ценностей, старались доказать, что подозрения не имеют оснований. Дошло даже до того, что в закрытое от посторонних хранилище золота была допущена телевизионная группа канала CNBC, которая сняла, а потом показала в эфире множество простых деревянных поддонов с лежащими на них слитками золота.

Забавно, что даже этот сюжет вызвал приступ паранойи у конспирологов: оказалось, что номер слитка, который был крупно показан по телевизору, отсутствовал в списке номеров слитков, регулярно публикуемом фондом. Это означало одно из двух: либо слиток был вывезен из хранилища в период между съёмкой сюжета и публикацией списка (вероятность этого мала), либо журналистов обманули и показали им какое-то другое хранилище с другим золотом.

Позже кто-то из блогеров сообщил, что нашёл номер слитка в другом списке - среди металла, принадлежащего фонду под управлением компании ETF Securities, который тоже содержится в хранилищах HSBC. В общем, то ли всё золото в этом хранилище лежит рядом и его легко перепутать (и журналист случайно схватил «чужой» слиток), то ли это было вообще другое хранилище, а вопрос о существовании золота у SPDR Gold Trust остаётся открытым.

Неоднозначная доходность

Как бы то ни было, подозрения не отпугивают не только непрофессиональных инвесторов, покупающих десяток паёв GLD для диверсификации портфеля акций, но и миллиардеров. Среди известных «вкладчиков» фонда есть и легендарный Джордж Сорос, и Джон Полсон - один из самых уважаемых в недавнем прошлом и самых неудачливых в настоящем крупных управляющих хедж-фондов. Полсон в своё время прославился своей гигантской ставкой на крах американской ипотеки, на которой он заработал миллиарды долларов и создал себе имя. Однако сейчас его инвестиции не отличаются высокой доходностью.

Золото - одно из таких сомнительных вложений. Например, за второй квартал 2013 года фонды Полсона сократили позицию в GLD с $3,4 млрд до $1,2 млрд на фоне падения стоимости паёв со $160 до $120. С тех пор цена не него колебалась в пределах $120-130, но, начиная с июля 2014 года, почти непрерывно снижалась, принеся Джону Полсону и его инвесторам убытки за третий квартал на $121 млн.

С другой стороны, если допустить, что в SPDR Gold Trust ещё остались первые инвесторы, покупавшие его паи 10 лет назад по $45 за штуку, то, несмотря на мощный откат цен, начавшийся осенью 2012 года, доходность их вложений составляет 155% и значительно опережает доходность инвестиций в американские акции: паи фонда SPDR S&P 500 ETF Trust за то же время подорожали всего на 72%.

Рабочий инструмент

SPDR Gold Trust давно перестал выглядеть как машинка по печатанию денег: цена золота опустилась до уровней 2010 года и перспективы металла в свете укрепления доллара и выздоровления мировой экономики (по крайней мере, если верить властям) туманны. Тем не менее золотой траст остаётся надёжным инструментом для инвесторов и спекулянтов: большой общий объём, высокие показатели оборота и удобство покупки и продажи паёв делают его самым доступным способом работы с золотом.

Конкуренты пока заметно отстают по всем параметрам. Капитализация второго по масштабам золотого фонда iShares Gold Trust всего чуть больше $6 млрд, все остальные не дотягивают и до миллиарда. Поэтому можно уверенно утверждать, что при отсутствии радикальных изменений в мировой экономике и политике сегодняшний юбиляр SPDR Gold Trust наверняка отметит и двадцатую годовщину создания, оставаясь пусть уже и не самым крупным, но весьма значимым инструментом рынка ETF.




Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи