Экспертиза / Financial One

Зачем инвесторам международный финансовый центр в Астане

Зачем инвесторам международный финансовый центр в Астане
7187

На фоне быстро меняющейся внешней среды в условиях стремительного падения цен на энергоносители, а также изменений на мировой политической карте таких, как, например, отношений мирового сообщества с ближайшим партнером Казахстана – Россией, в стране назрела необходимость изменения экономической модели функционирования государства.

Ответом на вызовы стала разработанная командой президента Назарбаева программа – «100 конкретных шагов». Один из важнейших пунктов этой программы – запуск к 2018 году «Международного Финансового Центра Астана» (МФЦА). В декабре 2015 года, Указом Президента РК №144, было принято решение о его создании.

За период прошедший с момента опубликования указа данная тема достаточно активно обсуждается многими отечественными и зарубежными специалистами. Эксперты высказывают положительные и нейтральные мнения, однако все сходятся в одном: «Для эффективного функционирования МФЦА Казахстану необходимо произвести серьезные системные реформы». Это касается как законодательства, так и изменения действующей структуры рынка ценных бумаг, фондовой биржи, депозитария и расчетных систем. При этом необходимо произвести анализ мировых практик по созданию и функционированию подобных центров и использовать наиболее удачные из них.

Республика Казахстан очень молодая страна, которой удалось всего за 25 лет пройти огромный эволюционный путь и построить действующий финансовый рынок. Однако опыт, накопленный в стране за этот короткий срок, нуждается в активном развитии и дополнении. Именно поэтому мы видим огромные перспективы в сотрудничестве казахских национальных компаний с иностранными с целью перенять опыт и в дальнейшем использовать полученную экспертизу в стране самостоятельно.

При создании МФЦА не должны повторяться ошибки, которые привели к фактическому, по признанию самих казахстанских властей, провалу Регионального Финансового центра в Алмате.

Основными причинами по неудачному развитию РФЦА называются:

 – Создание площадки на базе KASE,

 – Практически полное дублирование на РФЦА наиболее ликвидных финансовых инструментов обращающихся на KASE,

 – К участию в торгах РФЦА не допускались юридические лица, являющиеся участниками KASE (необходимо было создавать дополнительное юрлицо).

Именно последние два пункта являлись основными причинами, в виду того, что новых эмитентов на РФЦА не было (отсутствовал интерес со стороны эмитентов), а по уже имеющимся инструментам можно было торговать и на KASE.

Ну и, конечно, в части макроэкономической составляющей и отсутствия интереса к инвесторов сыграл большую роль ипотечный кризис 2007-2009 гг.

Чтобы не повторить эти ошибки, Казахстану уже на данном этапе, прямо сегодня, необходимо вести работу с международными компаниями, имеющими достаточный опыт на фондовом рынке и обладающими компетенцией в данном вопросе.

В рамках секции «Международный опыт финансового роста: Механизмы и инструменты для развития Международного финансового центра Астана» на АЭФ-2016 звучали заявления о масштабной подготовке инфраструктуры для запуска центра, однако о каких конкретных шагах идет речь, не уточнялось. У нас есть собственное объяснение, почему.

Сейчас для идеологов и организаторов финансового центра исключительно важный этап – им предстоит определиться в своих ожиданиях от эффекта запуска проекта, по крайней мере на первые несколько лет его существования. Если эти ожидания завышены, то казахстанское правительство неизбежно постигнет большое разочарование. Принимая в качестве эталона самый молодой из крупных международных центров Дубай, нельзя видеть только одну сторону этого успешного проекта – процветания экономики страны. Со времени принятия закона о его формировании в 2003-м году инвесторы выжидали годы, убеждаясь в стабильности принятых властями решений и последовательности их реализации, прежде, чем начать инвестировать непосредственно в страну. В тот период инвесторы мало использовали возможности, которые им сулил финансовый центр за приведение в страну капитала. В реальности Дубай как офшорная зона был гораздо привлекательнее, чем объект инвестирования больших денег.

Введение английского права, налоговых льгот и упрощенного визового режима сами по себе кардинально не поменяют погоду для иностранных инвесторов в Астане. С нашей точки зрения, для Астаны сейчас куда более важным является честно ответить на принципиальный вопрос – готова ли она стать новой международной офшорной зоной? Возможность стать интересной международной площадкой у МФЦА есть, но только в том случае, если они смогут адаптировать продуктовую линейку, отвечающую современным запросам и уже знакомую международным инвесторам, а также удобные и понятные процедуры работы с ней.

Сильной стороной Казахстана в данном случае является готовность быстро учиться лучшим международным практикам, набирать недостающую экспертизу.

Таким образом, уже сейчас можно начать тестирование лучших мировых практик управления коллективными инвестициями на отдельных важных проектах, например, при управлении средствами Единого пенсионного фонда (ЕНПФ), в качестве драйвера развития фондового рынка страны,, объединяя совместные усилия с зарубежными консультантами) .

Мы видим, что сейчас в стране активно привлекают к сотрудничеству в различных формах зарубежных экспертов. Однако будут ли они пользоваться в реальности такой экспертизой, покажет время. 





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи