Market Vectors / Financial One

Йемен в руинах – нефтяники в «шоколаде»

Йемен в руинах – нефтяники в «шоколаде»
2326

В четверг нефтяные котировки выросли на 5% на фоне сообщений о воздушных ударах, нанесенных вооруженными силами Саудовской Аравии по Йемену. Столь резкий скачок цен был вызван опасениями по поводу возникновения перебоев в поставках черного золота и ключевого нефтяного региона планеты. Имеют ли подобные предположения под собой почву?

Утром 26 марта вооруженные силы Саудовской Аравии и других стран Персидского залива нанесли воздушные удары по силам повстанцев в Йемене. Авианалет произошел после того, как президент Йемена Абд Раббух Мансур Хади покинул южный порт страны Аден из-за приближения к городу боевиков Хути.

Обострение ситуации в арабском регионе привело к тому, что в четверг майские фьючерсы на сырую нефть Brent на электронных торгах на Лондонской фьючерсной бирже ICE выросли на 5,7% – до $59,71 за баррель, на нефть WTI на Нью-Йоркской товарной бирже – на 5,6% до $51,98 за баррель.

Йемен не входит в число ключевых мировых производителей нефти. Согласно данным Bloomberg, текущая доля страны в мировых поставках черного золота составляет менее 0,2%. Согласно данным Управления информации в области энергетики США (EIA), арабская страна занимает 39 место в рейтинге экспортеров черного золота.

Обеспокоенность Саудовской Аравии непрекращающимеся беспорядками в Йемене объясняется довольно просто: это может помешать крупнейшему члену ОПЕК осуществлять экспорт черного золота из-за блокировки торговых путей, поскольку сам он граничит с Йеменом на севере. На западе же неспокойную страну огибает Баб-эль-Мандебский пролив – один из ключевых торговых путей для нефтяных танкеров, держащих курс на Запад из Персидского залива через Суэцкий канал.

Баб-эль-Мандебский пролив – четвертый в мире транзитный пункт морской торговли по объему перевозок. Согласно данным EIA, в 2013 году через него поставлялось около 3,8 млн баррелей нефти и бензина ежедневно. Самая узкая точка пролива составляет всего 18 миль в ширину. Это порождает опасения, что близость боевых действий помешает нефтяным танкерам, следующим из Персидского залива, достичь Суэцкого канала и нефтепровода SUMED, которые связывают между собой египетские порты Айн Сохна в Красном море и Сиди Керир – в Средиземном. Если самый быстрый торговый путь из Европы в Северную Африку и далее на азиатские рынки окажется заблокирован, танкерам придется огибать южный берег Африки, что увеличит время и стоимость транзита.

Суннитские лидеры Персидского залива утверждают, что за повстанцами Хути стоит шиитский Иран, также входящий в ОПЕК, и высказывают подозрения, что страна через угрозу блокировки нефтяного транзита намерена контролировать Саудовскую Аравию и Ирак. Лидеры Хути утверждают, что действуют независимо от Ирана.

«Сейчас основные потребители сырой нефти – в частности, азиатские нефтеперерабатывающие заводы – стремятся хеджировать риски сокращения поставок», – сообщил аналитик сингапурского офиса Phillip Futures Дэниел Энг в интервью Wall Street Journal. «Высокие цены, судя по всему, долго не продержатся, однако я уверен, что трейдеры используют этот момент для извлечения прибыли: все мы помним о том, насколько волатилен Ближний Восток», – отметил управляющий директор JBC Energy Asia Ричард Горри в ходе нефтяной конференции в Сингапуре. Он также подчеркнул, что воздушные удары Саудовской Аравии вряд ли окажут существенное влияние на доступность черного золота.

Напомним, что в ноябре 2014 года саудиты стояли за решением ОПЕК не сокращать целевой показатель производства нефти (30 млн баррелей ежедневно). Этот шаг в совокупности с ростом избытка предложения из США привели к тому, что ориентировочные цены на черное золото на мировом рынке за последние месяцы достигли шестилетних минимумов. 





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи