Расширить знания о мифологии легко за счет карельских богов, о которых можно узнать из книги Татьяны Бердашевой «Карельские боги. За 300 лет до "Калевалы". Древний свод Микаэля Агриколы».
Микаэль Агрикола в 1551 году составил самый полный список карельских богов, чтобы их осудить.
Автором книги является Татьяна Бердашева – старший научный сотрудник Музейного агентства Ленинградской области, участник этнографических экспедиций, этноблогер, автор и куратор проекта по популяризации карельского наследия «Рунола». Иллюстации в издании заслуга художницы Екатерины Демаковой.
Книга небольшая по объему и легко читается, вполне подойдет для семейного чтения.
Цитаты
Исследователи сравнивают Укко не только с Фрейром, но и с воинственным, особо почитаемым среди скандинавов богом Тором. Тора и Укко связывает общий для них атрибут – топор. Сакральные символы – Молот Тора и Молот Укко – восходят к древнему представлению о том, что гром и молнии происходят от удара огромного божественного молота.
Неслучайно одним из самых популярных героев карельских рун является кузнец Илмаринен, которого Агрикола упоминает в финском списке. Мифический кузнец Илмаринен мог сковать и плуг, и меч, и небесный свод, и даже деву. Правда, дева оказалась совсем непригодной к совместной жизни – слишком уж была холодна.
Солому расстилали как дома, так и в церкви, где проводили различные обряды. Например, в церквях Центральной Европы проходил ритуал освящения или «венчание» овса.
Для карелов ячмень – это древнейший и самый важный злак. Из него изготавливали священный напиток – пиво, а зерна ячменя использовали как оберег наряду с медвежьим клыком, монетой, кусочком железа и другими предметами-символами.
Книга предоставлена издательством «Азбука-аттикус»
Что скрыто в «Мастере и Маргарите» за образами Воланда, кота Бегемота, Маргариты
Воланда, черных котов, ведьм и прочую нечисть из «Мастера и Маргариты» Булгакова обсудили с историком Ксенией Чепиковой.
Далее делимся мнением эксперта от первого лица.
Для начала поговорим о Воланде. Выглядеть он мог, как угодно, но вообще иностранец – это чисто булгаковская фишка, возникшая из особенности советской действительности тридцатых годов. Роман писался в эпоху напряженных международных отношений. Капиталистический мир считался врагом, а приезд иностранцев контролировался государством – об этом есть в начале романа. Многие готовы были подозревать в иностранцах шпионов. Иностранец – это что-то чужое, принципиально иной природы, загадочное, потенциально враждебное. Такова концепция Булгакова.
Изображать дьявола люди начали примерно в одиннадцатом веке, обычно в виде смешанного существа, в котором соединены разные морфологические признаки.