Резкий скачок и последующее падение курса биткоина в начале ноября заставили аналитиков заподозрить игроков рынка в мошеннических спекуляциях. Так, всем известный Сергей Мавроди в сенсационном интервью The Financial Times назвал взлет стоимости криптовалюты своей заслугой. Насколько обоснованы все эти подозрения и заявления, Financial One выяснял у экспертов российского биткоин-рынка.
В начале ноября игроки финансового рынка зафиксировали резкий рост стоимости биткоина. После 18 месяцев снижения, объем и стоимость торгов криптовалютой на трех крупнейших китайских биткоин-биржах — OKCoin, Huobi и BTCChina — начали стремительно и необъяснимо расти. 4 ноября 2015 года стоимость биткоина впервые с осени 2014 года приблизилась к отметке $500, позже откатившись ниже $400. Аналитики выдвигали различные версии причин резкого скачка спроса на китайских биржах: кто-то связывал его с законодательными валютными ограничениями, кто-то — с послаблениями в отношении криптовалюты.
А вот британское издание The Financial Times предположило, что причиной мог послужить рост активности китайских участников очередного детища небезызвестного Сергея Мавроди — «социальной сети» МММ. Последний подлил масла в огонь, заявив в интервью FT, что рост курса биткоина напрямую связан с использованием криптовалюты в схемах МММ. Он заявил, что объемы средств в сети MMM Global сравнимы с объемами средств на мировых фондовых биржах и что при желании он, Мавроди, способен обвалить курс биткоина, если откажется от его использования.
Выступление Мавроди породило в СМИ дискуссию о принципиальной безопасности спекуляций с биткоинами. Мы решили обсудить ситуацию с экспертами, непосредственно работающими с криптовалютой на российском рынке.
О возможности обвала криптовалюты
«Обвал цены BTC в долларах возможен, как для любого актива, который торгуется где-то в какой-то валюте, — комментирует исполнительный директор, соучредитель EXANTE Анатолий Князев. — Ничего специфичного, вытекающего из технологии блокчейна, что способствовало бы обвалу, в биткоинах нет. Все определяется спросом и предложением. Здесь достаточно посмотреть разницу в объёме сделок на росте до 500 USD/BTC, потом — на падении примерно до $300 USD/BTC. На самых популярных BTC биржах объём упал в 3-4 раза, что закономерно привело к падению стоимости биткоина».
Создатель первой криптовалютной фьючерсной биржи ICBit Алексей Брагин, в свою очередь, отмечает, что цена биткоина спекулятивна, а количество участников торгов, обладающих крупными суммами, достаточно невелико, поэтому они могут держать цену на необходимом им самим уровне. «Правда, по мере увеличения рынка это становится сложнее. К примеру, сейчас, чтобы снизить цену биткоина на 14%, потребуется минимум 5000 биткойнов (около $1,5 млн). Сумма сравнительно небольшая», – добавил он.
О причинах резкого скачка биткоина
«Мы бы выделили две причины: возобновление крупной биткоин-биржей BTCС (ранее — BTC China) приема банковских переводов, который не работал больше года, а также решение европейских властей о том, что торговля BTC не облагается налогом на добавленную стоимость на территории Европы. До этого решения статус был не понятен, и биткоин-бизнесы находились в подвешенном положении», — считает Анатолий Князев. По его словам, гипотеза о влиянии МММ на рост курса криптовалюты активно педалируется самим Мавроди для повышения популярности очередной пирамиды, однако не дает ответа на вопрос о падении курса в последующие дни. «Ведь пирамида работает и дальше, а курс и объём сделок на BTC-биржах заметно упали, и нового движения вверх пока не видно», — добавляет эксперт.
«Я считаю, что новость о том, что в Китае снова можно законно обменивать юани на биткоины и обратно, и была основным драйвером роста криптовалюты, — отмечает Алексей Брагин. — Вполне вероятно, что МММ тоже этому способствовал, но Китай хорош тем, что там живет очень много людей и есть некоторый валютный контроль. Обмен юаня на биткоины позволяет более свободно распоряжаться своим капиталом». По мнению представителя ICBit, последовавшее за скачком курса падение было типичной коррекцией. «На дневном графике этому соответствовал уровень примерно в $308, а также уровень поддержки $300-303. Курс биткоина кратковременно просел до $294, но быстро поднялся и держится на отметке $320-330, что является хорошим знаком», — подчеркивает Брагин.
О биткоин-мошенниках
Пользуясь случаем, ряд экспертов в СМИ стали утверждать, что единственная надежная стратегия заработка на биткоинах — купить и держать, а остальное по умолчанию является вотчиной мошенников. Анатолий Князев подчеркнул, что он также является сторонником стратегии buy and hold в отношении биткоинов, однако это не значит, что спекуляции на этом рынке можно по умолчанию считать теневыми. «Последние 100 лет пирамиды и без биткоинов работают отлично. Мошенники используют все схемы — от почты до криптовалют. Они играют на всем, к чему есть интерес у широкой публики. Афера МММ с рублями в середине 90-х серьезно повлияла на положение российского рубля, но это не даёт нам повода говорить, что использование рубля — вотчина мошенников», — подчеркнул эксперт.
«Последние пять лет рынок биткоинов во многом был похож на рынок неликвидных ценных бумаг, — добавляет Алексей Брагин. — Сложно войти, сложно выйти из позиции, любые крупные покупки или продажи сильно «дергают» цену. Но по мере роста ликвидности эти проблемы уходят». По словам Брагина, у биткоина, в отличие от других финансовых инструментов, есть уникальный способ гарантированного заработка — участие в процессе обработки транзакций, называемом «майнингом». В остальном зарабатывать на биткоинах можно так же, как и на других финансовых инструментах: это спекуляция на новостях, арбитраж между биржами (сейчас можно делать и спот/спот, и спот/фьючерс) и хеджирование позиций. На текущий момент в сегменте криптовалюты отсутствует только рынок опционов.
По словам создателя ICBit, ни подтвердить, ни опровергнуть тот факт, что Мавроди в 2009 году мог «намайнить» сотни тысяч биткоинов, нельзя. При этом, по его оценке, для уверенной игры в «паническую покупку» и «паническую продажу» нужно обладать минимум 100 тысячами биткоинов. «Из моего опыта: несколько лет назад один трейдер решил поиграть против рынка, открывая короткие фьючерсные позиции на сумму гарантийного обеспечения — если мне не изменяет память, около 30 тысяч биткоинов («плечо» 1:5). В итоге у него не хватило денег на то, чтобы задавить рынок, и рынок в ответ задавил его. Такие игры в одиночку очень опасны, и я не думаю, что сейчас кто-то в здравом уме будет такое делать», — заключил Брагин.