Очередной обвал котировок на углеводороды до минимальных годовых уровней считает возможным эксперт НИУ ВШЭ Сергей Пухов.
Высокая волатильность нефтяных цен сохранится как минимум до середины текущего года, утверждает он.
Пухов уверен, что в этой ситуации ЦБ не стоит раскачивать внутренний валютный рынок отсутствием интервенций на фоне «зачаточного состояния рынка хеджирования валютных рисков».
Факторами риска для цен на нефть, как считает эксперт, являются позиции США и Ирана по соглашению о заморозке добычи нефти, слабая дисциплина внутри ОПЕК, а также снижение себестоимости добычи сланцевой нефти и дефицит свободных мощностей для хранения нефти и нефтепродуктов.
По оценкам НИУ ВШЭ, в феврале 2016 года избыток нефти на рынке (превышение предложения над спросом, очищенное от сезонной составляющей и случайных колебаний) составил 1,2 млн баррелей в сутки. Профицит достиг пика в августе прошлого года, после чего избыток нефти стал сокращаться, но в последние два месяца интенсивность сокращения нефтяных излишков несколько замедлилась.
Добыча сырой нефти в США в конце февраля сократилась до 9,1 млн баррелей в сутки по сравнению с максимальным уровнем 9,6 млн в июне прошлого года. Однако ведущие американские производители сланцевой нефти за счет снижения себестоимости готовы повышать добычу в случае превышения нефтяными ценами отметки в $40 за баррель – ранее эта планка была в полтора раза выше.
Уже сейчас сокращение добычи нефти в США компенсируется ростом добычи в Иране. В марте экспорт иранской нефти вырос до 1,8 млн баррелей в сутки благодаря увеличению поставок в Европу. Пока речь идет в основном о накопленных запасах, но Иран в 2017 году собирается повысить добычу нефти до 4 млн против 2,8 млн баррелей в сутки в начале текущего года.
Майские контракты на нефть марки Brent по состоянию на 14.50 мск падала на 2,6% до $39,33 за баррель. Доллар на этом фоне дорожает на 0,87% до 70,5 рубля.