Как отметила в своем выступлении лидер клуба, главный контент-менеджер Thomson Reuters Дебра Уолтон, за последние 20 лет содержание споров о роли женщин в бизнесе существенно прогрессировало. Если раньше это были споры о том, нужна ли профессиональная самореализация на равных правах с мужчинами самим женщинам, то теперь ведутся разговоры о созидательном влиянии женского участия на бизнес в целом. Согласно статистике, приведенной Деброй, компании, где работают хотя бы три женщины-топа, на 85% превосходят по прибыли своих конкурентов с полностью мужским руководящим составом.
София Азизян, партнер компании EY и руководитель направления по вопросам кадровой стратегии в СНГ, рассказала гостям о стартовавшей в России в 2013 году программе «Деловые женщины». Программа, открытая для всех дам, желающих принять участие в профессиональных мероприятиях, преследует цель развития предпринимательского духа у российских женщин, служит платформой для развития сети профессиональных контактов, а также дает шанс поделиться собственными «историями успеха», что, по ее словам, для многих профессионалов-женщин оказывается настоящим испытанием («сглазят»).
Финалистки конкурса «Деловые женщины», в котором в 2015 году приняли участие 45 представительниц российского бизнеса, поделились с гостями собственным опытом профессионального роста. При этом были затронуты важные вопросы, которые часто игнорируются профессионалами-мужчинами. Например, победительница конкурса от сферы финансов Ольга Ихлеф, исполнительный директор управления по работе с частным капиталом банка UBS в России, подчеркнула важность соблюдения баланса между профессиональной, семейной жизнью и хобби. Она признала, что для женщины крайне важно быть успешной не только профессионально, но и в семье: это не отнимает у нее силы, а лишь придает их. Сама Ольга служит удачным примером – она является не только успешным профессионалом финансового рынка, но и воспитывает троих детей.
Понимание важности «непрофессиональных» составляющих жизни для успеха в бизнесе приводит к тому, что именно женщины становятся инициаторами самых разнообразных проектов по созданию «жизненного пространства» внутри организации. Так, София Азизян рассказала об открытии в ее компании wellness-клуба, running-клуба, спортивных команд, волонтерских и благотворительных инициатив. Участницы дискуссии согласились с тем, что в компании необходимо отмечать заслуги и уделять внимание каждому сотруднику.
В то же время бизнес-среда порождает ряд сложностей, справиться с которыми женщине без поддержки оказывается непросто. Так, участницы на основе собственного опыта признали, что им не составляет труда придумать нечто новое, зато стоит невероятных усилий доказать, что их идея стоящая, «продавить» свое решение, убедить в его целесообразности спонсоров и партнеров. Еще одна чисто женская трудность – умение презентовать и рекламировать себя как профессионала, создавать бренд из собственного имени. В качестве иллюстрации Дебра Уолтон рассказала об одном из недавних исследований в области HR, согласно которому, прочитав текст вакансии, где указано 25 требуемых компетенций, женщина находит ту единственную, которой она не обладает – и не осмеливается подать резюме. В отличие от мужчины. Этот пример хорошо иллюстрирует то, насколько многим женщинам не хватает уверенности в себе, в собственных идеях и проектах. При этом Дебра напомнила, что 50% потребителей в мире составляют женщины – кому, как не женщинам работать с этой аудиторией?
По словам Дебры, пообщавшись с участницами клуба по всему миру, она поняла, что женщины в любом обществе «значительно больше похожи, нежели отличаются». В заключение встречи она процитировала недавние слова Хиллари Клинтон о том, что «в мире еще никогда не было лучшего времени, чтобы быть женщиной» и подчеркнула, что все в современном мире способствует их успеху. Единственное препятствие находится внутри них самих.