Интервью / Financial One

«В результате в России останется 250-280 банков. Количественно этого более чем достаточно…»

«В результате в России останется 250-280 банков. Количественно этого более чем достаточно…»
7943

О перспективах банковского сектора в России, рассказала Fomag.ru управляющий Санкт-Петербургским филиалом РГС Банка Елена Веревочкина.

С 2018 года отзыв лицензий замедлился, почему ЦБ снова начал расчистку банковского сектора?

В целом банковская система в последние 15 лет развивалась экстенсивно, как, впрочем, и практически все отрасли в экономической истории современной России. Это было насыщенное и интересное время невероятного количественного подъёма, которое уже вряд ли повторится в обозримом будущем. И, разумеется, по классике жанра, после экстенсивного развития и перенасыщения должен начаться процесс стабилизации системы. Он и начался 6 лет назад вместе с процессом приведения российского банковского сектора в соответствие требованиям Базеля 3.

Ситуацию усугубил не столько кризис 2014 года, сколько международные санкции, обращенные в т.ч. к целому ряду крупных российских банков. В условиях необходимости существенной докапитализации банковской системы и одновременного ограничения доступа к международным рынкам капитала, участие Банка России было просто необходимым на данном этапе «эволюции сектора». Думаю, если бы не совокупность вышеуказанных негативных обстоятельств, проникновение государства в банковскую систему было бы не столь масштабным и не столь длительным.

Очевидно, что основной этап «чистки» сектора пришелся на 2013-2017 годы. В этот период рынок покинуло больше половины банков в основном по причине отзывов лицензий. Вместе с тем, после 2017 года отзывы лицензий продолжились, но менее интенсивно, а также Банки России начал активно использовать механизм санации.

Сегодня в том или ином виде государство владеет ~70% активами всей банковской системы, и это относительно высокий показатель. В этой связи я сделаю еще одно предположение: примерно через три-пять лет после того, как система будет «причесана» и приобретет свои окончательные формы, начнется обратный процесс – процесс частичной приватизации банковского сектора с применением соответствующих подходов к согласованию акционеров и созданию привлекательных отраслевых и экономических условий для покупки ими акций российских банков.

НКР спрогнозировало, что в 2020 году уйдет 10% банков, это примерно 25-30 организаций. Что вы думаете по этому поводу?

В целом, Банк России проводит довольно последовательную политику по оздоровлению финансового сектора, что касается как кредитных, так и не кредитных организаций. Несмотря на то, что основная чистка сектора прошла в предыдущие периоды, Банк России продолжает работу в этом направлении и сейчас.

За 2018 и 2019 год было отозвано 61 и 31 лицензий соответственно. С начала 2020 года количество кредитных организаций уменьшилось на 25 (с 442 до 417), при этом лицензий были лишены 16 организаций и еще 9 организаций были реорганизованы. Можно отметить сравнительный всплеск активности по отзывам лицензий в июле 2020 – из 16 отзывов в 2020 году на июль пришлось 7. В целом, мы ожидаем, что динамика по отзывам лицензий в 2020 и 2021 году будет примерно сопоставима с 2019 годом, т.е. ~30 отзывов в год с разной интенсивностью в определенные периоды.

Также можно констатировать постепенный рост доли реорганизаций Банков за последние годы (слияния, поглощения, отказ от лицензий, санации): если в 2018 году было отозвано 67 лицензий и реорганизовано 10 банков, в 2019 году – отозвано 31 и реорганизовано 12, то в 2020 году (на 01.10.2020) отозвано 16 и реорганизовано 9 банков. Мы полагаем, что реорганизации в виде поглощений, слияний или добровольного отказа от лицензий в среднесрочной перспективе будет все больше.

С какими глобальными вызовами сегодня сталкиваются акционеры банков?

Банковский бизнес за последние годы стал консолидированным, зарегулированным, затратным и низкомаржинальным. Вести рентабельный бизнес и конкурировать на таком рынке объективно крайне непросто без наличия необходимых ресурсов. В этой связи, очевидно, что многие частные собственники теряют интерес к банковскому бизнесу, особенно, если этот бизнес является не основным для собственника.

Идеальным вариантом в таком случае является продажа бизнеса более крупному игроку (или банку любого размера, который намерен и имеет возможности для развития) или привлечение стороннего инвестора на приемлемых условиях. Однако желающих приобрести такие активы сейчас на рынке, мягко говоря, немного, или условия покупки актива не отвечают интересам продавца. Иностранные инвесторы сейчас не готовы покупать банковские активы в России. Внутренние инвесторы хотят купить работающий актив, который окупит вложения в понятной перспективе.

В связи с этим, некоторые собственники будут вынуждены принять решение о добровольной сдаче лицензии в целях сокращения вливаний в капитал нерентабельной кредитной организации.

По каким критериям банки попадают в зону риска? Чем добровольная сдача лицензии отличается от санации?

3 августа 2020 года Банк России аннулировал лицензию на осуществление банковских операций у Коммерческого банка «Межбанковское объединение «ОРГБАНК», при этом сообщается, что лицензия была отозвана на основании ходатайства кредитной организации, направленного в Банк России в связи с решением общего собрания участников о ее добровольной ликвидации. Также сообщается, что кредитная организация располагает достаточным имуществом для удовлетворения требований кредиторов. Именно добровольность волеизъявления и достаточность имущества банка для удовлетворения требований кредиторов отличает добровольную сдачу лицензии от санации.

В зоне риска добровольной ликвидации находятся прежде всего нерентабельные банки с отсутствием перспектив выхода на доходность, а также банки, собственники которых не готовы более вкладывать средства в развитие организации (докапитализировать банк).

При этом необходимо понимать, что не каждый банк, демонстрирующий текущую отрицательную доходность, находится в зоне риска. Если убытки у банка плановые и вызваны экстенсивным ростом бизнеса, а также у кредитной организации достаточно капитала для развития, то такой банк не находится в зоне риска.

Пандемия явилась «лакмусовой бумажкой» для собственников банков в понимании того, что банковский бизнес будет вести еще сложнее в будущем, если не вкладываться в технологии, а это дополнительные существенные вливания, к чему не все собственники готовы.   

Процесс реорганизации в виде санации банка – это другой процесс, связанный с текущей финансовой несостоятельностью банка (а не перспективной), и здесь развитие событий для собственников такого банка зависит от того, какая структура является инициатором санации (сам банк или Банк России), а также какая структура является санатором (Фонд консолидации или сторонний банк-санатор), и, конечно же, масштаб финансовых проблем, которые должна решить процедура оздоровления банка.

Какие форматы сделок в банковском секторе будут встречаться чаще в 2021 году?

Отмечая существенный рост доли реорганизаций банков, мы ожидаем преобладания в ее структуре слияний- поглощений и санаций финансовых организаций в следующем году. Добровольная сдача лицензий будет иметь место, но в небольшом количестве случаев, слишком уж это нетипично в условиях функционирования нашего банковского рынка. Доля добровольных сдач лицензий в общем количестве реорганизованных банков может быть больше в случае законодательного ужесточения ответственности собственников банков, в результате чего им будет выгоднее предусмотрительно сдать лицензию добровольно, чем доводить финансовое состояние банка до санации или отзыва лицензии со всеми вытекающими последствиями.    

Как отзыв лицензии у банка влияет на его клиентов?

Безусловно, клиенты всегда переживают за свои сбережения, и любые проблемы с банком вызывают у них естественное беспокойство. И это объяснимо, ведь, как говорится, «дыма без огня не бывает». Трансформация банковской системы стала причиной финансовых потерь среди клиентов банков, особенно юридических лиц, и серьезным образом подорвала доверие клиентов к банковской системе.

Вместе с тем, бесперебойно работающая система страхования вкладов стала серьезным противовесом в борьбе за доверие клиентов к банкам. На данный момент максимальная сумма страхового покрытия для граждан, ИП и малых предприятий не превышает 1,4 млн рублей. 1 октября 2020 года вступили в силу ряд важных изменений в Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». 

В частности, увеличился до 10 млн рублей размер страхового возмещения вкладчику-физическому лицу при наличии на его счетах временно высоких остатков, образовавшихся в связи с особыми жизненными обстоятельствами. К таким обстоятельствам законом отнесены продажа вкладчиком принадлежащей ему недвижимости, получение наследства, социальных выплат, субсидий, выплат по обязательным видам страхования или выплат по решению суда. Страхование в повышенном размере распространяется на такие средства, зачисленные на счета вкладчика в безналичном порядке в течение 3 месяцев до дня наступления страхового случая.

Клиенты в большинстве случаев не могут объективно оценить возможность наступления лицензионного риска. Вместе с тем, Банк России ежемесячно публикует информацию о банках, нарушивших нормативы. На это нужно обращать внимание, так как это может быть предвестником отзыва лицензии у банка.

Что делать, если есть счет в банке, а его закрывают?

Согласно закону 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц», все вклады на сумму до 1,4 млн рублей должны быть застрахованы. Этим вопросом занимается напрямую Агентство по страхованию вкладов. Оно же и выплачивает компенсацию клиентам, если банк-ликвидатор не определен.

Узнать о том, когда и как вы можете вернуть свои деньги, можно на сайте АСВ через 7-14 дней после ликвидации банка. Для этого необходимо найти необходимую организацию в разделе «Страховые случаи». В ее описании будет указан статус выплаты возмещения и банки, через которые ее можно получить. Как и банковские вклады, счета и дебетовые карты защищены системой страхования. Условия возврата денег с них будут теми же самыми.

Для ИП действия будут аналогичными. Если открыто расчетно-кассовое обслуживание, в первую очередь необходимо предупредить контрагентов и работников о сложившейся ситуации. Из-за закрытия банка будут проблемы с заключением сделок и перечислением зарплаты. Также необходимо поставить в известность налоговую инспекцию о возможных задержках при уплате налогов. Параллельно необходимо открыть новый расчетный счет в другом банке или можно воспользоваться счетом в другом банке, если таковой имеется.

В целом, процедура получения страхового возмещения многократно отработана и не вызывает сложностей у клиентов банков, лишенных лицензии. 

Стоит ли ждать появления новых банков в России или в этом уже нет никакого экономического смысла? Если же стоит, то каких банков сейчас не хватает в России?

В ближайшие 5-7 лет количество банков будет сокращаться. В результате в России останется 250-280 банков. Количественно этого более чем достаточно, чтобы покрыть потребность граждан, предприятий и государства в банковских услугах. Однако, качественно финансовая система продолжит свою трансформацию, а появление новых банков будут единичными (если не считать новым банк, который получил нового собственника(ов), новые технологии и новое название). С развитием технологий и законодательства в этой области, технологичные банки и финтех компании увеличат свою долю на рынке платежей и переводов, цифрового банкинга, финансирования, управления капиталом, поддержки бизнеса, страхования. 

В результате существенно возрастет доступность финансовых услуг для всех субъектов экономики. При этом, увеличивать количество банков или физических банковских отделений не имеет никакого смысла. Значение будет иметь инновационность и технологичность банков, а не их количество. При этом российская банковская система, на мой взгляд, должна быть менее зависима от государства, что обеспечит более высокий уровень конкуренции на рынке, а значит, лучшее качество услуг и лучшие ценовые предложения для граждан и компаний.   

Сейчас переживаем кризис. Есть ли основания ждать роста от банковского сектора или другие сектора чувствуют себя более уверенно?

Банковский сектор крайне зависим от экономики страны, от уровня реальных доходов граждан, от потребительского спроса. Слабая банковская система может существенно усугубить любой кризис (как это было в прошлые годы). И, наоборот, устойчивая банковская система способна минимизировать последствия кризиса для граждан и компаний. Вопрос только в подготовленности к кризису: разумные граждане постепенно накапливают средства на «черный день» и создают свой страховой капитал, который позволит пережить сложные времена. 

Также и банки – увеличивают свой капитал, создают резервы, работают с текущими и потенциальными рисками, создают «подушку безопасности», чтобы обеспечить нормальное функционирование и исполнение своих обязательств при любых обстоятельствах. 

Этому, безусловно, способствует Банк России, контролируя исполнение банками обязательных нормативов и ужесточая требования по коэффициентам и резервам в том или ином виде деятельности банков. Благодаря такому подходу, банковская система в настоящее время довольно хорошо подготовлена и переживает текущий кризис сравнительно неплохо. Однако, в перспективе рост сектора будет зависеть от того насколько затяжным будет кризис, как быстро будет восстанавливаться экономика страны и потребительский спрос, как проявит себя просрочка, каким будет объем резервов и, соответственно, возникнет ли необходимость в докапитализации и пр. Другими словами, пока в системе достаточно ресурсов не только для борьбы с кризисом, но и для развития, однако, надо понимать, что ресурсы не безграничны.   

Элвис Марламов: «Избрание Байдена будет иметь такой же эффект, как начало войны в Персидском заливе»

Про свое отношение к президентским выборам в США, основные инвестиционные стратегии, судебное разбирательство с Банком России и многое другое рассказал Fomag.ru Элвис Марламов, основатель Alёnka Capital.

Financial One

Элвис, добрый день! Давайте для начала несколько слов о себе. Чем в последнее время занимаетесь?

Элвис Марламов

Я – частный инвестор, сам инвестирую на рынке акций, мой подход близок к стоимостному инвестированию, то есть поиск недооцененных компаний в различных секторах. Я веду сайт Alёnka Capital, там есть блок, где я рассказываю, как сам инвестирую, про свой портфель и ищу какие-то инвестиционные идеи.

Также я делаю некие инвестиционные бюллетени: раз в месяц я анализирую все сектора и в каждом секторе ищу наиболее привлекательные акции с точки зрения классического стоимостного инвестирования.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи