Финтех-стартапы в сегменте структурных продуктов создают современную торговую инфраструктуру, которая позволяет работать со сложными решениями так же, как с обычными активами: быстро, дешево и через интернет.
Структурные продукты давно известны инвесторам – как профессиональным, так и частным. Большинство инвестбанков и компаний имеют соответствующие предложения в продуктовых линейках – от стандартных и массовых (например, банковский депозит плюс опцион на нефть), которые можно рассматривать как альтернативу обычному вкладу для небогатого человека, до сложных, использующих несколько активов в интересах состоятельного частного клиента или банка.
Казалось бы, в этой хорошо развитой сфере сложно найти место для современных финансовых технологий. Тем не менее финтех-стартапы пытаются решить несколько еще существующих проблем, которые возникают при работе со структурными продуктами.
Первая сложность – непрозрачность этого рынка, особенно в секторе b2b, где крупные игроки зачастую до сих пор ведут переговоры один на один и заключают сделки в закрытом режиме. Информационная площадка с механизмом исполнения, где можно с одной стороны предлагать структурные продукты, а с другой – их искать, фильтровать и сравнивать между собой, может оказаться полезным инструментом.
В 2015 году в Гонконге начала работу компания Contineo, за которой стоят банки Barclays, BNP Paribas, Goldman Sachs, HSBC, JP Morgan, Societe Generale и сингапурский поставщик инвестиционных торговых решений AGDelta. Подписчики Contineo – управляющие компании, хедж-фонды, инвестиционные советники – получают доступ к информации о структурных продуктах глобальных банков, могут искать подходящие предложения по заданным параметрам, запрашивать цены и заключать сделки. Все это делается в рамках веб-интерфейса и без множества прямых запросов в адрес эмитентов, а потому намного быстрее и проще. При этом участники платят только ежегодный взнос, а комиссия за сделки и запросы не взимается.
У платформы Contineo есть еще одно важное применение – изучение данных о предложениях, запросах и сделках участников. Для их обработки компания даже наняла известного в Азии ученого в данной области Аду Тонг. Инвестбанки, стоящие за компанией, рассчитывают с помощью изучения «больших данных» понять желания клиентов, подстроить под них свои предложения и быстро реагировать на изменения инвестиционных настроений.
Сервис ориентирован на азиатский рынок, где структурные продукты хорошо развиты. Только в Гонконге в 2014 году объем торговли структурными продуктами превысил $42 млрд (по данным Securities and Futures Commission of Hong Kong), миллиардами он исчисляется также в Корее и Японии, не говоря уже о Китае.
В январе 2016 года швейцарский «структурный» стартап Quotip вошел в число 15 лучших финтех-стартапов, выбранных для участия в 12-недельной программе акселерации Accenture’s FinTech Innovation Lab в Лондоне. Он ориентирован на западные рынки и поддерживает базу структурных продуктов, предлагаемых европейскими и американскими банками. Естественно, пользователи имеют возможность погрузиться в эту базу, фильтруя и сравнивая продукты между собой.
Однако, помимо доступа к информации, Quotip решает вторую проблему инвесторов – генерацию идей для создания новых решений. Самообучающаяся система, имеющая доступ ко многим рынкам и уже готовым продуктам, дает пользователям интересные инвестиционные советы и структурирует их в виде конкретного сочетания активов. Клиент может заранее задать параметры, чтобы система подобрала подходящие активы, или отправить ее в «свободный поиск» с генерацией любых потенциально выгодных вариантов.
Quotip не продвигает предложения эмитентов, он работает на стороне покупателя, помогая ему сформулировать запрос продавцам и понять примерную цену продукта. Если под описание подходит уже имеющееся решение, инвестор получает соответствующее предложение, если нет – предлагается набор активов. Дальше запрос отправляется потенциально заинтересованным банкам, которые выставляют свои цены, а покупатель может провести переговоры с помощью встроенного безопасного чата и выбрать самое интересное предложение.
Еще одно отличие Quotip от Contineo – наличие своего рода кабинета пользователя, в котором можно хранить историю сделок, отслеживать купленные продукты на протяжении всего их жизненного цикла, формировать отчеты для регуляторов и настраивать рассылку предупреждений и сообщений, связанных с продуктами.
Если для Азии и Европы онлайн-платформа для торговли структурными продуктами пока новинка, в США подобная площадка действует с осени 2014 года, управляет ею компания CAIS Capital. Впрочем, ее схема работы несколько проще: это по сути «супермаркет» с ограниченным предложением, включающим продукты JP Morgan, Morgan Stanley, RBC и BNP Paribas. Зато доступ к ним имеют даже небольшие инвестиционные фирмы и частные советники, которые могут заказывать продукты для своих клиентов.
Ключевой фактор успеха для подобных стартапов – предоставление клиентам к максимально широкой базе продуктов. Пока ни одна компания не имеет полного покрытия рынка. Contineo работает со своими учредителями и не предлагает продукты, например, таких крупных эмитентов, как UBS и Deutsche bank. У CAIS Capital продуктовая линейка еще короче, а Quotip пока и вовсе умалчивает о том, с кем он собирается работать. Это означает, что идеального решения для инвесторов пока нет, и места на рынке хватит еще нескольким участникам.