Они подготовлены в соответствии с поручениями президента Российской Федерации Владимира Путина и направлены на реализацию положений, озвученных президентом в послании Федеральному собранию России 1 марта 2018 года.
Комментируя законодательные инициативы, Анатолий Аксаков отметил, что в законопроекте «О цифровых финансовых активах» даются определения получивших распространение на рынке в последнее время цифровых активов, таких как криптовалюта и токен, законодательно закрепляется вид договора, заключаемый в электронной форме – смарт-контракт.
Криптовалюта и токен определяются как имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Он уточнил, что ключевое различие между криптовалютой и токеном заключается в том, что токен выпускается одним эмитентом, а криптовалюта несколькими. Законопроектом прямо устанавливается, что данные активы не являются законным средством платежа на территории России.
Законопроект дает определения таким понятиям, как цифровая запись, цифровая транзакция, майнинг, распределенный реестр цифровых транзакций, цифровой кошелек. Майнинг определяется как деятельность по созданию криптовалюты и (или) валидации ее создания с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты и признается предпринимательской деятельностью.
Законопроект предусматривает, что все сделки с цифровыми активами должны осуществляться через операторов обмена цифровых активов, которыми могут быть только юридические лица, являющиеся либо профучастниками, либо биржами.
Предусмотрен обмен токенов на рубли, иностранную валюту, при этом возможность и правила обращения криптовалют, в том числе для приобретении токенов должны определяться Банком России по согласованию с Правительством страны.
Анатолий Аксаков подчеркнул, что в проекте определены особенности эмиссии токенов.
Процедура выпуска токенов предполагает публикацию эмитентом инвестиционного меморандума, оферты, содержащей условия приобретения токенов, а также заключение договоров, в том числе в форме смарт-контрактов, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями. Законопроект определяет перечень сведений, которые должна содержать публичная оферта о выпуске токенов. Это сведения об эмитенте, бенефициарах, о депозитарии (если учет прав владельцев токенов ведется эмитентом самостоятельно). Должны быть указаны цена токена или порядок ее определения, порядок оплаты, максимальная сумма, на которую могут быть приобретены токены для неквалифицированных инвесторов и т.д. Предусмотрено полномочие Банка России по установлению ограничения суммы инвестиций в токены для неквалифицированных инвесторов.
По словам Анатолия Аксакова, законопроект «О краудфандинге» регулирует отношения по привлечению инвестиций с использованием цифровых технологий и определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ. Наряду с традиционными формами (через займы, выпуск ценных бумаг, приобретение доли в капитале), закрепляющими правоотношения между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, законопроектом предусматривается использование токенов инвестиционного проекта, обозначающих определенные имущественные права, которые записываются на имя инвесторов в распределенном реестре. Для заключения и исполнения договоров между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, законопроектом предусматривается возможность использования смарт-контрактов.
Операторами инвестиционной платформы могут являться российские хозяйственные общества, включенные в реестр Банка России. Требования по минимальному размеру собственных средств оператора сопоставимы с требованиями для профучастников рынка ценных бумаг (3 млн рублей). Устанавливается также, что требования к руководству и участникам оператора соответствуют требованиям для профучастников, закрепленным в законе «О рынке ценных бумаг».
В части раскрытия информации законопроектом устанавливаются требования, призванные предоставить инвесторам и иным заинтересованным лицам доступ к сведениям как об операторе инвестиционной платформы и его деятельности, так и по каждому инвестиционному проекту, в который привлекаются инвестиции посредством инвестиционной платформы. Указанная информация должна быть доступной, понятной, ясной для неквалифицированных инвесторов и размещаться на сайте оператора в интернете.
Анатолий Аксаков также отметил, что оба законопроекта направлены на активизацию использования современных цифровых технологий для стимулирования инвестиций в различные проекты, прежде всего венчурных и технологичных, проекты малого бизнеса, стартапы. Они легализуют процедуру ICO для упрощенного привлечения инвестиций на основе краудфандинга, при этом обеспечивают защиту инвесторов от действий недобросовестных участников и мошенников, использования пирамидальных схем.
Анатолий Аксаков подчеркнул, что подготовка законопроектов велась при самом активном и непосредственном участии Правительства и Банка России, а также депутатов Госдумы. Очевидно, что предложенные документы требуют доработки, в том числе с учетом мнения экспертного сообщества. Комитет готов к соответствующей конструктивной работе и организует все необходимые дискуссии по их обсуждению и доработке.
При этом, по словам Анатолия Аксакова, Комитет будет стремиться рассмотреть законопроекты в первом чтении в апреле, для того, чтобы второе и третье чтения провести в мае-июне. Это позволит выполнить поручение президента, в соответствии с которыми они должны быть приняты до 1 июля текущего года.
Подписывайтесь на Financial One в соцсетях:
Facebook || Вконтакте || Twitter || Youtube