Экспертиза / Financial One

Борис Марцинкевич про контроль США над энергетикой Украины

7601

Про контроль США над энергетической системой Украины, охватывающий газовые станции, трубопроводы и атомные электростанции, юридические и экономические аспекты и реальные мотивы Вашингтона рассказал эксперт в области энергетики Борис Марцинкевич на канале «Геоэнергетика инфо».

Борис Марцинкевич скептически оценил заявление Дональда Трампа о том, что «США легко смогут управлять украинскими АЭС», напомнив, что на Хмельницкой, Южно-Украинской и Ровенской станциях работают реакторы советского дизайна. По словам эксперта, американские специалисты никогда ранее не сталкивались с подобным оборудованием, а потому обеспечить реальный контроль не смогут.

«Максимум, на что они способны, – поставить комиссаров в пыльных шлемах за спину дежурной смене операторов», – отметил

Кроме того, эксперт напомнил о ситуации в Чернобыльской зоне и центральном хранилище отработанного ядерного топлива, где Киев уже демонстрировал готовность к рискованным действиям, включая обстрелы защитного саркофага.

Бизнес на украинской энергии

Говоря о мотивах США, Марцинкевич предположил, что основной интерес заключается в извлечении прибыли. Несмотря на дефицит электроэнергии внутри страны, поставки в Европу продолжаются: днем, когда внутреннее потребление высокое, электроэнергия поступает из ЕС, а ночью атомные станции работают на полную мощность, отправляя энергию на экспорт. Такая схема позволяет Киеву рассчитываться не деньгами, а киловатт-часами, поскольку ночные тарифы в Европе значительно ниже дневных.

«Экономическая логика США проста: украинские потребители платят мало и нерегулярно, а в Европе дисциплина выше, и тарифы существенно выше», – подчеркнул эксперт.

Таким образом, контроль над энергетикой Украины открывает возможности перенаправлять потоки электроэнергии в выгодном для американских компаний направлении.

Опасность ради эксперимента

Особую обеспокоенность у эксперта вызвала судьба украинских АЭС. Марцинкевич напомнил, что большинство реакторов на этих станциях были построены еще в советское время, и их срок службы подходит к концу. Росатом, ранее занимавшийся их обслуживанием, прекратил сотрудничество после перехода Украины на американское топливо Westinghouse. При этом американцы не имеют опыта работы с реакторами типа ВВЭР, а характеристики топлива Westinghouse до конца неизвестны, поскольку российские специалисты больше не участвуют ни в эксплуатации, ни в контроле за работой станций.

В подтверждение своих опасений эксперт привел инциденты 2012 года, когда топливные сборки Westinghouse, использованные в реакторах Швеции, Чехии и Украины, начали деформироваться, создавая угрозу аварии.

«Чехия тогда досрочно разорвала контракт с американской компанией, предпочтя вернуться к российскому топливу. Украина же продолжила использовать сборки Westinghouse, надеясь на лучшее», – напомнил Марцинкевич.

Борис Марцинкевич про атомные эксперименты на Украине


Про историю проекта Хмельницкой АЭС, состояние оборудования, возможные перспективы сотрудничества Украины с зарубежными партнерами и потенциальные риски, связанные с безопасностью и топливным обеспечением станции рассказал эксперт в области энергетики Борис Марцинкевич на канале «Геоэнергетика инфо».

Изначально для Хмельницкой АЭС планировалось строительство энергоблоков на базе реакторов ВВЭР-1000, рассказывает Борис Марцинкевич. Однако, по его словам, процесс затянулся: Болгария, заключив соглашение на поставку оборудования, впоследствии отказалась от выполнения договорных обязательств. Росатом обратился в суд, который выиграл, и Болгария выплатила российской стороне €600 млн. Этот инцидент тесно связан с неудачным проектом АЭС «Белене», который так и не был реализован, считает эксперт. Оборудование с тех пор хранится на складах, и его текущее состояние остается под вопросом.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи
  • "АвтоВАЗ" получит прибыль по итогам 2025 года
    Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 26.12.2025 18:15
    177

    Глава Ростеха Сергей Чемезов сегодня заявил о том, что АвтоВАЗ завершит 2025 год с прибылью. По его словам, компания прошла год в сложных условиях, прежде всего из-за жесткой конкуренции с китайскими автопроизводителями, которые активно субсидируются государством и потому выигрывают по цене. more

  • ЕвроТранс подтвердил щедрые дивидендные выплаты
    Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 26.12.2025 17:24
    219

    Акционеры “ЕвроТранса” утвердили дивиденды за 9 месяцев 2025 года в размере 9,17 рубля на акцию. При цене около 141–142 рублей это дает текущую доходность примерно 6,5%. Дата, на которую определяются лица, имеющие право на дивиденды, заявлена на 14 января 2026 года, а последний день покупки под дивиденды — 13 января 2026 года.more

  • Телеком-рынок в России в 2025 году рос быстрее, чем за последние 10 лет
    Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global 26.12.2025 16:55
    244

    По предварительной оценке агентства «ТМТ-Консалтинг», в 2025 году объем телекоммуникационного рынка в России увеличился на 7% в годовом выражении (г/г), достигнув 2,2 трлн руб. more

  • Российский рынок готов к продолжению новогодних покупок
    Елена Кожухова, аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» 26.12.2025 16:29
    252

    Российский рынок готов завершить неделю повышением индексов Мосбиржи и РТС на 0,4% и 4% соответственно. Индикатор Мосбиржи отразил некоторую слабость акций в целом в условиях отсутствия значимых внешних ориентиров в период рождественских праздников за рубежом и отсутствия прорыва в украинских мирных переговорах, но удержался выше психологически важной отметки 2700 пунктов. more

  • Возможность заработать на банковском вкладе у россиян сохраняется
    Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global 26.12.2025 15:53
    245

    В первые две декады декабря крупнейшие российские банки повышали ставки по вкладам и накопительным счетам, хотя ЦБ продолжил курс на смягчение ДКП, а к концу месяца обозначилась тенденция к снижению процентов по этим продуктам.more