О проблеме растущего госдолга США рассказал основатель и президент Forest For The Trees Люк Громен в интервью Дэвиду Лину.
Доллароцентричная финансовая система существует с 1971 года, когда доллар стал резервной валютой. Если коротко, это денежная система, в которой доллар является резервной валютой, а казначейские облигации США – основным глобальным резервным активом.
Когда страны-торговые партнеры США получают прибыль от торговли (то есть при наличии чистого профицита), они часто инвестируют ее в американские активы, такие как казначейские облигации.
В сущности, система выглядит следующим образом: США отправляют миру доллары, предоставляют фабрики и рабочие места, а затем мир использует эти фабрики и рабочие места для производства товаров и продажи их США. США покупают товары за доллары, а остальные страны, получив деньги, возвращают их на американские рынки финансового капитала.
Дилемма Триффина
Система, ориентированная на доллар, разрушается уже на протяжении более чем десятка лет из-за процесса, известного как дилемма Триффина. Он возникает, когда резервный актив (доллар) одновременно является долгом страны (США). Со временем накапливаются дисбалансы, которые ставят под сомнение платежеспособность этой страны – в данном случае, Соединенных Штатов.
В результате уровень долга станет чрезмерно высоким, и чтобы избежать дефолта по своим облигациям, США будут вынуждены печатать деньги и устанавливать отрицательные реальные процентные ставки (то есть держать ставки ниже уровня инфляции). Уровень долга США уже превышает $35 трлн. Понятно, что инвесторы не готовы терять значительные суммы, удерживая американские облигации в таких условиях. Это создает риск коллапса системы, что указывает на необходимость перехода к чему-то новому.
«Как только мы дойдем до точки, где теория станет практикой только для того, чтобы предотвратить крах системы, система превратится в ходячего мертвеца», – говорит Люк Громен.
Проблема доминирования доллара
Говоря о доминировании доллара, следует помнить о двух вещах: это использование и хранение валюты.
Доминирование доллара с точки зрения использования не сильно изменилось – оно по-прежнему составляет около 80%, если смотреть на общий объем мировых транзакций. Тем не менее на мировых товарных рынках наблюдается динамика дедолларизации. Исторически сложилось так, что цены на сырьевые товары устанавливались только в долларах, но за последние 10-12 лет тенденция изменилась. На рынке активно используются китайские юани, индийская рупия и другие валюты.
Говоря о доминирующем положении доллара с точки зрения хранения валюты, важно подчеркнуть, что количество долларов в резервах резко сократилось, особенно по отношению к золоту. За последние 10 лет мировые центральные банки продали казначейские облигации на сумму около $300-$400 млрд и купили золотые слитки на сумму около $500 млрд за такой же период времени.
«Происходит медленный отход от системы. Реальная дедолларизация наблюдается на стороне хранения долларов – мировые центральные банки не увеличивали свои запасы казначейских облигаций в чистом виде в течение 10 лет. Вместо этого они покупают золото», – объясняет Громен.
Евгений Спицын про сталинское экономическое чудо
Экономическое чудо первых пятилеток обсудили с историком Евгением Спицыным.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
В довоенный период экономическая политика большевиков кардинально менялась как минимум три раза. До гражданской войны Ленин прекрасно понимал, что не существовало формационных предпосылок для строительства социализма. Уровень развития экономики при царской России был настолько низок по отношению к наиболее передовым странам Западной Европы и США, что необходимых условий для осуществления кардинального перехода от буржуазных к коммунистическим общественным отношениям просто не было. Я хочу особо подчеркнуть, что в России были предпосылки для совершения политического переворота, но не было предпосылок для строительства основ социализма.