Приостановка авиасообщения между Россией и Египтом больно ударила по туристической отрасли, но практически не сказалась на динамике акций российских авиаперевозчиков, констатируют финансовые аналитики. В частности, компания «Аэрофлот», которая после устранения «Трансаэро» грозит стать настоящим монополистом на рынке страны, легко «переварила» проблемы на египетском направлении, равно как и прекращение полетов на Украину в конце октября.
Решение российского правительства приостановить авиасообщение с Египтом застало врасплох туроператоров, но не компанию «Аэрофлот», которая осуществляла в североафриканскую страну 42 регулярных рейса в неделю. По состоянию на 13.00 мск акции авиаперевозчика выросли в цене на 0,81% по сравнению с пятницей, 6 ноября, когда стало известно о вынужденном прекращении рейсов на египетском направлении. В настоящее время ценные бумаги «Аэрофлота» торгуются на Московской бирже на уровне 52,37 рублей за штуку, подорожав на 48% с 25 сентября – именно в этот день Киев объявил о введении санкций, запрещающих полеты российских авиакомпаний на Украину.
По мнению Николая Солабуто, управляющего директора УК «Финам Менеджмент», слабая реакция «Аэрофлота» на события, вызванные трагедией в Египте и геополитическим кризисом на Украине, объясняется значительным укреплением позиций авиаперевозчика на российском рынке в связи с исчезновением главного конкурента – авиакомпании «Трансаэро», прекратившей в октябре операционную деятельность. В этом свете инвесторы, которые держат доли в акциях «Аэрофлота», могут быть спокойны: огромный аванс, полученный российским авиагигантом от банкротства соперника, поможет перевозчику преодолеть негативные факторы, способные ухудшить инвестиционный климат целой страны.
«Аэрофлот» фактически стал монополистом после устранения «Трансаэро». Благодаря этому пассажиропоток компании на горизонте в один год вырастет на 70-80%. Соответственно, его потенциальная прибыль увеличится примерно на ту же величину. С такими перспективами «Аэрофлот» легко «проглотит» потерю 40 рейсов в неделю, как раньше он не заметил отмены авиасообщения с Украиной с 25 октября», – заявил финансист в разговоре с Financial One.
В компании ФГ БКС, впрочем, склонны считать, что приостановка рейсов в Египет может оказать краткосрочное негативное воздействие на динамику акций «Аэрофлота» в конце года, если к тому времени авиасообщение между странами не возобновится. При этом ситуация с полетами в Северную Африку больше повлияет на настроения инвесторов, чем на итоговые финансовые показатели авиакомпании: египетское направление обеспечивает «Аэрофлоту» не больше 2% выручки. «Если рейсы будут возобновлены до новогодних праздников, непосредственное влияние запрета будет сравнительно ограниченным. Однако новый источник опасений вокруг отрасли может оказать давление на настроения инвесторов», – отмечает аналитик БКС Митч Митчелл.
Напомним, что в минувшую пятницу в 20.00 мск Россия приостановила авиасообщение с Египтом до установления должного уровня безопасности авиационного сообщения. Как сообщалось на сайте Кремля, такое решение президент Владимир Путин принял по рекомендации директора ФСБ РФ Александра Бортникова после заседания Национального антитеррористического комитета, на котором обсуждалось крушение Airbus 321 авиакомпании «Когалымавиа».
В выходные Россия начала вывозить туристов из Египта, число которых, по некоторым оценкам, достигает 80 тысяч человек. Правительство намерено предоставить компенсации авиакомпаниям и туроператорам вследствие запрета на перелеты, однако этот механизм пока не проработан.
Ранее, 25 октября, Украина прекратила прямое воздушное сообщение с Россией, запретив полеты на свою территорию 29 российским авиакомпаниям, в первую очередь «Аэрофлоту», «Трансаэро», «России» и «Сибири». До введения запрета «Аэрофлот» осуществлял 52 регулярных рейса на Украину в неделю.