Экспертиза / Financial One

Турлов: «Нам нужно инвестировать в Казахстан»

Турлов: «Нам нужно инвестировать в Казахстан»
5091

О принципах денежно-кредитной политики рассказал основатель инвесткомпании Freedom Holding Тимур Турлов в интервью YouTube-каналу «TALAP».

Бизнесмен пояснил принципы экономических процессов на примере Казахстана, гражданство которого получил в этом году. 

Инфляция

В 2015 году Казахстан перешел в режим инфляционного таргетирования и плавающего обменного курса национальной валюты. Его главной целью было снизить инфляцию. В 2018 председатель Нацбанка обещал уменьшить уровень инфляции до 4%, в 2022 году – до 4–6%. Прогнозы не сбылись, сейчас инфляция составляет 17,7%. Инфляционные ожидания остаются высокими. Получается, что страна 7 лет неэффективно борется с инфляцией. 

По мнению Турлова, ключевой источник инфляции – дисбаланс государственных расходов. «Когда правительство системно тратит больше денег, нарастает сама по себе денежная масса и нарастает инфляционное давление. Это, наверное, фундаментальная причина, почему деньги имеют свойство обесцениваться», – говорит эксперт. – Если ты тратишь больше, чем зарабатываешь, то с течением времени у тебя остается не так много возможностей». 

Разницу между расходами и доходами можно покрыть путем продажи валюты, импорта товаров, заимствованием денег на внутреннем рынке. В случае перемещения денег из национального фонда в государственный бюджет, что является по сути денежной эмиссией, важно обеспечить предложение иностранных валют, чтобы не вызвать рост инфляции. 

Для поддержания экономической стабильности ключевая ставка должна находиться примерно на уровне инфляции. «Мы видим, что единственным эффективным способом управления инфляцией является отсутствие у нас валютных интервенций. Валюта слабеет – инфляция выше, валюта стабильна – инфляция ниже», – рассказывает бизнесмен.

Продажа валюты из резервов с целью поддержать курс национальной валюты позволяет сдержать рост инфляции. Турлов поясняет: «Теоретически, чтобы иметь инфляцию меньше, чем в Америке, надо укреплять постоянно тенге к доллару. Тогда резервы достаточно быстро, скорее всего, закончатся и ничем хорошим дело не кончится. Поэтому надо понять, что инфляция в Казахстане меньше, чем в Америке, вряд ли будет, потому что инфляция в Америке является мультипликатором и влияет на инфляцию везде». Чтобы тенге не перетекали в доллары надо иметь ключевую ставку не ниже, чем в Америке. 

«Нам нужно инвестировать не в Соединенные Штаты Америки, условно скупая сейчас облигаций на десятки миллиардов долларов. Нам нужно инвестировать в Казахстан», – считает бизнесмен.

Гиперинфляция

Турлов приводит пример раскрутки гиперинфляции в Турции. В мире был низкий уровень инфляции, соответственно, центральные банки устанавливали низкие ключевые ставки. На тот момент в Турции инфляция была достаточно высокой, а ключевую ставку сделали значительно меньше уровня инфляции. «При открытой экономике, при открытом валютном рынке, при дефицитном торговом балансе они начали наращивать количество денег и спровоцировали большой отток иностранных инвестиций, люди начали переворачиваться из лиры в доллар. Лира начала системно дешеветь, и никто не мог поддержать ее курс», – рассказывает Турлов. Центральный банк Турции не обладал необходимыми резервами, чтобы поддержать курс национальной валюты. 

Ключевая ставка

Высокая ключевая ставка направлена на снижение кредитования и поддержание текущего количества денег в системе. Эксперт поясняет, как центральные банки принимают решения, связанные с регулированием ставки: «А как вообще население страны относится к риску? Оно готово что-то инвестировать сейчас или оно предпочитает от риска бежать? Если ты предпочитаешь от риска бежать то, снижать ставку – это единственный способ заставить людей вкладывать деньги, потому что в противном случае они так и будут сидеть с депозитом, который отлично защищает их от обесценивания денег.

Иногда единственная возможность заставить людей инвестировать свои деньги – это создать стимул для обесценения этих денег». В США снижали ключевую ставку до 0%, в Евросоюзе ставку делали отрицательную, чтобы вызывать экономическую активность граждан. «Они как раз пытались заставить свои граждан принимать риск снова. Они пытались им сказать: “Ребята, не получится отсидеться в безрисковых инструментах, как вам очень хочется. Идите вкладывайте деньги в экономику, что-то делайте, что-то стройте. Нельзя сидеть и ждать, пока что-то произойдет”», – рассуждает Турлов.

Высокая ставка по кредитам позволяет банкам минимизировать риски невозврата по кредитам. Однако это негативно сказывается на бизнесе, который фактически оказывается отрезан от финансовых ресурсов. «С начала 2016 года кредиты бизнесу даже в номинале сократились на 10% до 8 триллионов тенге в сравнении более чем с 11 миллионов тенге кредитов физическим лицам», – делится бизнесмен.

Валютный курс и цены на нефть

Как считает эксперт, даже в случае снижения ключевой ставки и, следовательно, снижения ставок по вкладам граждане Казахстана не будут менять вклады в тенге на вклады в долларах. «В идеальном решении инвестор хочет, чтобы проценты по вкладам покрывали инфляцию, но таких вкладов нет. Вклад в долларах тоже не покрывает инфляцию, причем он ее на 9% не покрывает, а вклад в тенге сейчас не покрывает инфляцию, в целом, всего лишь на 3%», – отмечает бизнесмен. Ситуация изменится в случае резкого падения цен на нефть. Турлов полагает, что в этом случае вкладчики откажутся от вкладов в национальной валюте и перейдут ко вкладам в долларах.

«Мы тогда должны как-то для себя принять, что нефть абсолютно всегда будет дорогая и мы любые неэффективности своей экономики сможем покрывать за счет продажи нефти в достаточном количестве по достаточной цене. Но если нефть начнет стоит дешево, то государство не останется абсолютно никаких шансов управлять своими социальными обязательствами», – рассуждает эксперт. Низкая цена на нефть негативно влияет на торговый баланс: существенно сокращается поступление валюты от экспорта, тогда как возрастают траты валюты от импорта. Чем дешевле нефть, тем слабее курс национальной валюты Казахстана.

Как говорит Турлов, плавающий курс национальной валюты привел к тому, что люди перестали пытаться переводить сбережения из одной валюты в другую и зарабатывать на спекуляциях с валютой. 

Бизнесмен утверждает: «Для того, чтобы стать богаче, нужно учиться доверять друг другу больше и не отвечать на падение цены на нефть в два раза попыткой сократить социальные обязательства в два раза через обесценение валюты в два раза». Реакция государства на экономические перемены должна быть более плавной.

На чем зарабатывает холдинг Турлова после ухода из России

Freedom Holding представил финансовые результаты за II квартал 2023 фискального года, который соответствует III календарному кварталу 2022 года (июль-сентябрь). 

Чистая прибыль холдинга в отчетном периоде составила $27,2 млн.   

Прибыль на акцию FRHC, рассчитанная исходя из средневзвешенного количества акций 59,5 млн штук, зафиксирована на отметке $0,45.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи