Market Vectors / Financial One

Турбулентность в банковском секторе

1992

Не успев окончательно выкарабкаться из предыдущего кризиса, мировая экономика оказалась на пороге нового спада. Причины у обоих кризисов совершенно разные, но вот последствия могут оказаться одинаково не радостными.

Долговой пожар, разгоревшийся в Греции почти два года назад, теперь угрожает стабильности всей мировой экономики. В случае дефолта Афин под угрозой банкротства окажется сразу ряд крупных европейских банков. И сейчас вопрос заключается лишь в том, сумеют ли власти еврозоны предотвратить эффект домино и защитить крупные финансовые институты.

В июле европейский финансовый регулятор European Banking Authority (EBA) проверял, устоят ли европейские банки при новом финансовом кризисе, если он разразится. Восемь европейских банков из 91-го испытуемого провалили испытание. Среди них – пять испанских банков, два греческих и один австрийский. А еще 16 банков прошли стресс-тесты с большим трудом.

Еврокомиссия настаивает на тотальной рекапитализации европейских банков, чтобы подготовить их к возможности списания греческого долга. Идею поддержали многие страны еврозоны, включая Францию, хотя и с оговорками. Париж устами министра финансов Франсуа Баруэна высказался за идею провести рекапитализацию только тех банков, которые не прошли стресс-тесты.

Рейтинговые агентства продолжают «крушить» рейтинги европейских финансовых институтов. Агентство Moody’s снизило рейтинги 12 британских банков, включая крупнейшие из них – Royal Bank of Scotland и Lloyds Banking Group. Последние перешли под контроль государства в ходе кризиса 2008-2009 годов. Министр финансов Великобритании Джордж Осборн заявил, что у этих банков нет проблем с ликвидностью, но Moody’s полагает, что на фоне наступающего кризиса, который коснется не только зоны евро, у государства будет меньше возможностей помогать банкам.

Следом Moody’s опустило рейтинги 9 португальских банков, приняв к сведению объемы гособлигаций Португалии на их балансах. Португалия – второй после Греции европейский кандидат на дефолт, ее рейтинги были снижены до «мусорного» уровня еще в июле.

Снижены рейтинги ведущих испанских, итальянских, французских, кипрских банков. Не обойден вниманием и франко-бельгийский банк Dexia, который прозвали «европейским Lehman Brothers». Dexia увяз в греческих долгах и оказался на грани краха. Агентство S&P опустило его рейтинг. Но такие действия американских рейтинговых агентств вызывают крайнее раздражение в Европе.

В США так же готовятся к мировому экономическому спаду. Один из крупнейших банков США Goldman Sachs представил разочаровывающие результаты III квартала, по итогам которого его убытки составили $428 млн против $1,7 млрд прибыли за тот же период годом ранее. Убытки на акцию составили $0,84 - намного хуже, чем ожидали аналитики, опрошенные Thomson Reuters (консенсус-прогноз составлял всего 0,16 $/акция). Основной причиной столь плачевных результатов стали убытки в инвестиционном бизнесе компании, а также потеря более миллиарда долларов на инвестициях в китайский Industrial & Commercial Bank of China, чьи акции подешевели на 35% за квартал. С момента выхода на биржу в 1999 году это всего лишь второй случай, когда Goldman Sachs завершает квартал с убытком.

Сигналом для рынка оказалась и отчетность JPMorgan Chase. Чистая прибыль банка в 3-м квартале 2011 года снизилась на 4% - до $4,3 млрд с $4,4 млрд за аналогичный период прошлого года.

На днях Федеральная резервная система (ФРС) США одобрила нормативный акт, требующий от крупных банков страны подробного отчета о том, как они собираются свернуть собственную деятельность в случае банкротства. Так называемые "завещания" необходимы чтобы избежать негативных последствий для экономики страны. Нововведение дает правительству право брать под контроль банк или крупную компанию для дальнейшей реструктуризации и создания нового юридического лица в случае банкротства предприятия. Любопытно, что руководители двух региональных банков ФРС США заняли противоположные позиции по вопросу о необходимости дальнейшей поддержки экономики, что в очередной раз подтвердило наличие серьезных противоречий между двумя основными лагерями управляющих американского ЦБ. Чарльз Эванс, возглавляющий Федеральный резервный банк (ФРБ) Чикаго, призвал ФРС к немедленным активным действиям для борьбы с нехваткой рабочих мест, в то время как председатель ричмондского ФРБ Джеффри Лэкер заявил, что дальнейшее стимулирование экономики вряд ли даст положительные результаты и лишь усилит инфляцию. Оба они входят в состав Комитета по открытым рынкам (FOMC) американского ЦБ, то есть имеют возможность влиять на принятие реальных решений. В протоколах по итогам двух предыдущих заседаний FOMC были зафиксированы три особых мнения, что является едва ли не худшим показателем раскола в американском ЦБ за два десятилетия.

Турбулентность на финансовых рынках негативно отразилась и на результатах работы российских банков в третьем квартале. По его итогам десятка наиболее убыточных игроков показала вдвое худший результат, чем за аналогичный период прошлого года. Более того, совокупный убыток лидеров рейтинга самых убыточных банков превысил аналогичный показатель 2008 года.

В опубликованной ЦБ отчетности банков на 1 октября, включая ежеквартальные отчеты о прибылях и убытках, по которым можно судить о том, как банки прошли период турбулентности, пришедшийся на последние два месяца третьего квартала. Хотя в целом с начала года банковский сектор остается прибыльным, из 979 банков, разместивших на сайте ЦБ отчетность, отрицательный финансовый результат по итогам третьего квартала показали 216 игроков, то есть почти каждый пятый банк. Совокупный убыток убыточных банков до уплаты налогов составил 17,8 млрд рублей. Основной вклад в этот показатель внесли ВТБ с убытком 6 млрд рублей, Газпромбанк (убыток — 1,78 млрд рублей), Национальный резервный банк (1,38 млрд рублей), ИНГ-банк (Евразия) — 1 млрд рублей.

Не так давно международное рейтинговое агентство Moody’s выступило с предупреждением: показатель достаточности капиталов кредитных организаций РФ может в будущем году понизиться до 10% с 16,7% на середину текущего года. Это чревато понижением рейтингов российских банков. В отчете отмечается, что «в случае материализации сценария, сходного с кризисом 2008 года, банки могут понести большие потери по ценным бумагам и кредитному портфелю, а снижение прибылей приведет к тому, что достаточность банковского капитала опустится ниже 10%». Эксперты полагают, что кризиса ликвидности еще нет, но угроза его усилилась. А это чревато повышением ставок кредитов для населения.

Специалисты пока не видят достаточных оснований, чтобы говорить о повторении ситуации конца 2008 – начала 2009 года, когда правительству пришлось из казны многомиллиардными вливаниями компенсировать дефицит ликвидности, с которым в тот момент столкнулись практически все коммерческие банки России.

В 2008 году в первую очередь сильно упали цены на нефть: на пике кризиса нефть марки Brent стоила менее $40 за баррель. Это привело к серьезному обвалу рубля по отношению к доллару и евро. В этот момент из-за возросших валютных рисков, а также из-за серьезного роста доли неработающих кредитов банки начали испытывать нехватку ликвидности. Центробанк в 2008 году совершил вливаний на 4 трлн рублей для поддержки ликвидности и улучшения финансовой устойчивости сектора.

Защитой при возможном сокращении ликвидности в банковской секторе выступает Центробанк, который готов предоставить до 1 трлн рублей через сделки РЕПО и еще около 3 трлн рублей через другие инструменты. Крупные государственные и частные банки пользуются поддержкой государства. Действия ЦБ и Минфина на фоне усиления оттока капитала внушают определенный оптимизм.

Однако трудно не заметить, что отечественные банки уже стали повышать ставки по кредитам для населения, что отражает их неуверенность. По данным Frank Research Group, восемь из двадцати крупнейших розничных банков РФ в сентябре повысили ставки.

Мировые лидеры и высокопоставленные чиновники проводят десятки встреч и совещаний в поисках путей разрешения сложной ситуации в банковском секторе. 15 октября в ходе встречи в Париже Министры финансов и глав центробанков ведущих мировых экономик (G20) договорились поддержать увеличение капиталов крупнейших банков мира. С 2016года планируется создание дополнительного капитального буфера, варьирующегося от 1% до 2,5% от объема банковских активов, сверх минимума в 7%, утвержденного в прошлом году для всех банков.

Кроме того, пакет мер по поддержки банков включает разработку специальных антикризисных планов для каждого крупного банка, а также более интенсивный мониторинг их финансового состояния. Совет по финансовой стабильности G20 уже разработал критерии, по которым будет определяться необходимость увеличения капитала того или иного банка.

Как ожидается, инициатива затронет ведущие мировые финансовые организации, представляющие важность для глобальной финансовой системы, в частности, американские Goldman Sachs и J.P.Morgan Chase, британский HSBC, а также немецкий Deutsche Bank. Министры финансов ЕС приступили к подготовке плана поддержки банковского сектора в целях восстановления доверия инвесторов к кредитным организациям и стабилизации финансовой системы Старого Света, передает Reuters со ссылкой на информированные источники.

На данном этапе проект документа включает три основные меры: во-первых, установление границы минимального требуемого уровня капитала выше отметки 5%, которая бралась за основу в июльских банковских стресс-тестах; во-вторых, формирование дополнительного временного капитального буфера теми банками, в портфелях которых есть гособлигации проблемных стран. При этом им не будут вменятся в обязанность полные списания кредитов по суверенных долгам, чтобы избежать признания убытков в финансовой отчетности. В-третьих, предусматривается обеспечение гарантированного доступа к достаточному объему "срочной" ликвидности даже при необходимости предоставления госгарантий.





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи