Market Vectors / Financial One

ЦБ взялся за краудфандинг

ЦБ взялся за краудфандинг
3871

Несмотря на то, что Банк России признал, что сегмент краудфандинга в России находится в зачаточном состоянии, ЦБ уже думает над вариантами его регулирования. 

На первом заседании рабочей группы по мониторингу, оценке потребительских рисков и разработке предложений по регулированию сектора краудфандинга, в которую вошли представители более десяти российских краудфандинговых площадок, была озвучена основная идея подхода к регулированию этого сектора.

«Надзор за краудфандинговыми площадками должен учитывать существующие на этом рынке риски, но не мешать развитию эффективных бизнес-моделей краудфандинга», - говорится в пресс-релизе Банка России.

В концепции предполагается, что регулирование этого сегмента будет идти по трем основным направлениям: регулирование деятельности самих краудфандинговых площадок и установление требований к их владельцам и менеджменту; установление требований к эмитентам ценных бумаг (предложенных с использованием площадки) и заемщикам; установление требований к кредиторам и инвесторам, использующим краудфандинговую площадку. 

Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, разработавшая концепцию, полагает, что регулирование краудфандинга необходимо вводить поэтапно – через наблюдение и добровольное анкетирование краудфандинговых площадок, разработку критериев их классификации и регистрации, предоставление отчетности и установление требований к финансовым показателям, системе риск-менеджмента. Безусловным приоритетом при разработке концепции регулирования является защита прав потребителей.

Кроме того, в концепции предлагается уточнить сам термин краудфандинг. Авторы документа предлагают считать, что это «механизм привлечения заемных средств либо коллективного финансирования компаний или проектов с использованием интернет-площадок, например, p2p-займы, целевые безвозмездные пожертвования, а также инвестирование средств, в том числе через покупку акций или облигаций компании, финансирование проекта с целью использования «продукта проекта» (билеты на концерт, диски, создание фильмов и т.п.)».

Банк России проводит добровольное анкетирование краудфандинговых площадок с 2015 года. На основе этих данных выявляются основные риски и факторы, стимулирующие рост рынка. С одной стороны, инвесторам интересна возможность разместить средства в любом объеме и на любой срок почти без формальностей. Кроме того, предпринимателям краудфандинговые площадки дают возможность привлечь средства в «стартап без истории». Это гораздо проще, чем получить финансирование не только в банке, но даже в микрофинансовой организации. 

С другой стороны, эта же простота предполагает дополнительные риски. У инвесторов часто нет возможности детально проверить качество бизнес-проекта или узнать подробную информацию о получателе средств. Так же есть риск со стороны самой краудфандинговой площадки, которая может использовать мошеннические схемы, вплоть до создания финансовых пирамид

Нельзя исключать и риск невозврата средств в случае, если проект не наберет требуемую сумму для запуска. «При разработке концепции регулирования краудфандинга мы исходили из необходимости пропорционального регулирования и надзора в соответствии с предполагаемыми рисками, а также учитывали потребности участников рынка, доступ которых к тем или иным способам получения финансирования затруднен, – отметил руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Михаил Мамута. – При этом у нас нет необходимости спешить с регулированием, поскольку сейчас рынок краудфандинга находится в стадии становления и пока не достиг значительного объема». 

В настоящее время общий объем обязательств в сегменте краудфандинга составляет менее 500 млн руб. Рабочая группа на основании концепции представит свои предложения ЦБ, после чего будет составлена дорожная карта, которая и ляжет в основу регулирования отрасли. 





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи