Банк России намерен запустить сервис, который позволит гражданам круглосуточно в режиме онлайн, не выходя из дома, приобретать финансовые продукты, предлагаемые российскими банками и финансовыми компаниями.
Для этого будет создана специальная инфраструктура – маркетплейс, прототип которой планируется начать тестировать в середине апреля текущего года.
«Центральный банк обеспечивает исключительно формирование регуляторной среды, а все решения, которые будут создаваться на практике, носят рыночный характер. То есть всю конструкцию маркетплейса создают рыночные игроки. ЦБ смотрит на все это и создает регулирование», – отметила в ходе брифинга директор департамента развития финансовых рынков ЦБ Елена Чайковская.
Кроме ЦБ, в создании эталонной модели участвуют саморегулируемые организации НФА, НАУФОР, ассоциации «Финтех» и «Россия».
Рабочая группа начала работу в декабре прошлого года, в нее вошли Московская биржа, НРД, банки-тестировщики и две витрины финансовых продуктов: холдинг «Банки.ру» и сервис Fins.money.
Интерес к созданию маркетплейса также проявила ассоциация НП РТС (развивает Санкт-Петербургскую биржу), отметил первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов.
По словам Чайковской, практическая реализация проекта «Маркетплейс» состоит из трех этапов: создание прототипа и тестовой среды, первой боевой версии до изменения законодательства, а затем и целевой модели, которая будет существовать в измененной нормативной среде. Центробанк с Минфином планирует внести в Госдуму соответствующий законопроект в будущую осеннюю сессию, сказал Швецов.
Впервые концепция проекта «Маркетплейс» была презентована в октябре 2017 года на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis. 14 марта 2018 года Швецов представил журналистам дорожную карту реализации проекта.
Маркетплейс – это система, объединяющая платформы для финансовых транзакций, витрины для сбора и представления информации о финансовых продуктах и ботов (специализированных алгоритмизированных консультантов) для подбора услуг конечным потребителям – физическим лицам.
Информация о заключенных сделках и позициях по ним будет вестись на платформе регистратора финансовых сделок. Планируется, что по запросу клиента будут предоставляться выписки из реестра для использования в качестве юридически значимой информации, например в судах.
Реализация проекта не предполагает государственных инвестиций в создание элементов системы маркетплейса, ее построение будет происходить на рыночных принципах.
«Задача Банка России – создать регуляторную среду, которая обеспечит эффективное функционирование системы, позволит защитить интересы потребителей, предоставит возможности для работы бизнеса и соединит имеющиеся уже сегодня инфраструктурные решения», – отметил Сергей Швецов.
Ассортимент маркетплейса будет включать банковские вклады, государственные и корпоративные облигации, страховые продукты. В перспективе он может быть расширен за счет кредитных, инвестиционных и прочих финансовых продуктов.
Инфраструктуру системы планируется соединить с платформой для удаленной идентификации, создаваемой в соответствии с одним из направлений развития ассоциации «Финтех», что позволит перевести финансовые услуги в цифровую среду и повысить уровень их доступности для потребителей.
При построении системы маркетплейса будут использованы также такие инновационные разработки других проектов ассоциации «Финтех», как открытые интерфейсы (Open API) и платформа быстрых платежей.
Подписывайтесь на Financial One в соцсетях: