Экспертиза / Financial One

ЦБ будет выбирать шаг снижения ставки между 25 и 50 базисными пунктами

ЦБ будет выбирать шаг снижения ставки между 25 и 50 базисными пунктами
2021
Как и перед прошлым заседанием ЦБ в апреле, Эльвира Набиуллина вновь обозначила намерения регулятора снизить ключевую ставку на 25-50 б.п. до 8,75%-9%. Учитывая замедление базовой инфляции в мае до 3,8% в годовом исчислении, устойчивость курса рубля и снижение инфляционных ожиданий, мы считаем, что регулятор вновь сделает выбор в пользу шага 50 б.п.

Однако мы остаемся консервативными в долгосрочном плане и не ждем, что к концу года ставка опустится ниже 8,5% из-за ряда инфляционных рисков. Вероятность возврата ЦБ к практике пополнения ЗВР мы пока оцениваем как невысокую, поэтому предстоящее заседание не должно будет заметно отразиться на курсе рубля. Доходности ОФЗ в ближайшую неделю могут опуститься на 5-7 б.п., а их дальнейшая динамика будет зависеть от риторики главы ЦБ.

Почва для снижения ставки на 50 б.п. подготовлена

5 июня в своем выступлении в Госдуме Набиуллина сообщила о намерении Банка России снизить ключевую ставку на 25 или 50 б.п. на предстоящем заседании. Таким образом, интрига заключается лишь в том, какой шаг в итоге выберет Совет директоров Банка России. На данный момент мы склоняемся к тому, что ключевая ставка будет снижена на 50 б.п. до 8,75% годовых, а упоминание о такой возможности в официальном выступлении главы ЦБ оцениваем, как подготовительный сигнал для участников финансовых рынков. Напомним, что перед апрельским заседанием, на котором большинство аналитиков ожидало снижение ставки лишь на 25 б.п., Набиуллина выступила накануне с подобным заявлением, выделяющимся на общем фоне осторожной риторики представителей ЦБ. Теперь еще одно снижение ключевой ставки на 50 б.п. не должно стать сюрпризом для рынков и будет вполне последовательным шагом в рамках проводимой регулятором денежно-кредитной политики.

И динамика ключевых макроиндикаторов позволяет это сделать…

С фундаментальной точки зрения для продолжения цикла смягчения ДКП сравнительно быстрыми темпами есть все предпосылки. Согласно данным Росстата, инфляция по итогам мая осталась на апрельском уровне 4,1% в годовом исчислении, несмотря на ускорение роста цен на плодоовощную продукцию. При этом показатель базовой инфляции, который не учитывает ее наиболее волатильные компоненты, опустился до 3,8%, и находится на 0,2 п.п. ниже долгосрочной цели ЦБ 4%. На наш взгляд, это является главным аргументом в пользу выбора шага снижения ставки 50 б.п.

По оценке аналитиков ЦБ, данной в обзоре ЦБ «Динамика потребительских цен» от 9 июня, «в мае темп прироста потребительских цен с исключением сезонности снизился по сравнению с апрелем и составил 0,3%. Этот уровень соответствует траектории базового прогноза Банка России для достижения 4% инфляции в конце 2017 года». В комментариях также отмечается, что существенного ухудшения конъюнктуры рынка овощей и фруктов из-за плохих погодных условий в европейской части России не ожидается, и годовая инфляция в ближайшие месяцы будет находиться на уровнях около 4%. Кроме того, несмотря на 10% падение нефтяных цен после заседания ОПЕК к минимальным значениям 2017 года, курс рубля остается стабильным, что снижает инфляционные риски на ближайшие месяцы. А инфляционные ожидания населения в мае, согласно данным опросов «инФОМ», опустились до минимальных значений с начала наблюдений – 10,3% после 11% в апреле.

Дискуссия между членами совета директоров ЦБ, вероятно, будет активной

Тем не менее, у варианта снижения ставки лишь на 25 б.п., скорее всего, также найдется немало сторонников.

Во-первых, исходя из среднесуточных темпов роста цен, по стостоянию на 5 июня инфляция в годовом выражении немного отдалилась от цели ЦБ, поднявшись с 4,1% до 4,2%. Причиной стало более сильное, чем в прошлом году, удорожание плодоовощной продукции, цены на которую в первую неделю июня поднялись на 1,3%.

Во-вторых, инфляционные ожидания населения, несмотря на активное снижение в последние месяцы, все еще очень далеки от цели ЦБ, а большинство не верит в стабилизацию инфляции в районе 4% даже в трехлетней перспективе. Связанные с этим риски требуют более осторожного подхода к смягчению ДКП. По словам заместителя директора департамента денежно-кредитной политики ЦБ Липина, приближение инфляционных ожиданий к фактической инфляции при отсутствии шоков может занять до 1,5 лет. На повышенном уровне остается и трендовая инфляция: оценка ее годовых темпов в апреле 2017 года снизилась лишь на 0,1 п.п. до уровня 6,6%.

Как отмечается в июньском обзоре ЦБ «О чем говорят тренды», «повышенный уровень трендовой инфляции указывает на риски отклонения инфляции от целевого уровня на среднесрочном горизонте, снижению которой будет способствовать плавность смягчения денежно- кредитной политики». В-третьих, следует помнить об инфляционных рисках, связанных с восстановлением потребительского спроса в условиях выхода экономики из кризиса. По данным Росстата, годовой темп роста оборота розничной торговли в апреле впервые с декабря 2014 года вышел из отрицательной зоны, показав нулевую динамику после спада на 2,8% в феврале и на 0,4% в марте. Учитывая вышеуказанные факторы, мы считаем, что даже если ключевая ставка в соответствии с нашим базовым сценарием будет снижена на 50 б.п. до 8,75%, к концу года она вряд ли опустится ниже 8,5%. Отметим, что дополнительным препятствием для достижения цели ЦБ по инфляции может стать ожидаемое нами ослабление курса рубля до 60-62 за доллар.

СиScreenshot.png




Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи