Что представляет собой глобальная сеть цифровых платежей, созданная Китаем, и какое влияние она окажет на мировую торговлю, рассказала сертифицированный бухгалтер и автор канала World Affairs In Context Лена Петрова.
Нанеся один из самых сильных ударов по финансовой системе, возглавляемой Западом, Народный банк Китая создал основу для Бреттон-Вудской системы 2.0. Китайский регулятор объявил о полной интеграции цифрового юаня в систему трансграничных расчетов всех десяти стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), что стало шокирующим поворотом событий, которого никто не ожидал.
Но этим дело не ограничилось – к новой технологической архитектуре, использующую цифровой юань, подключились и шесть стран Ближнего Востока. Это означает, что более 38% объема мировой торговли теперь будет проходить в обход системы SWIFT, которая, как мы знаем, деноминирована в долларах США. Да, это означает, что тенденция дедолларизации набирает обороты.
Учитывая, что страны АСЕАН являются крупнейшим торговым партнером Китая, это значительное событие в процессе дедолларизации глобальных рынков и создания альтернатив финансовым структурам, управляемым Западом. Все большее число стран признает, что наличие альтернатив, особенно когда речь идет об экономическом суверенитете, является вопросом национальной безопасности. Не забывайте, что китайская инициатива «Пояс и путь», которая, по сути, является экономическим и политическим инструментом, скорее всего, будет работать рука об руку с новой платформой цифрового юаня. Эти две инициативы направлены на развитие торговли и инвестиционного сотрудничества.
Народный банк Китая стремится достичь двух целей
- Во-первых, он хочет усилить финансовую взаимосвязь глобальных рынков путем создания альтернативных каналов расчетов, которые не зависят от политической воли западных держав.
- Во-вторых, интеграция способствует более широкому использованию китайской валюты – юаня, что может привести к отказу стран-участниц от доллара США.
Это особенно важно, поскольку колеблющийся курс доллара традиционно приводит к значительным издержкам при совершении сделок, которые затем приходится покрывать иностранным государствам. И это еще без учета сопутствующих геополитических вызовов, таких как принудительные меры Запада в виде санкций и торговых ограничений.
Согласно отчетам, новая цифровая платформа позволила сократить время расчетов по транзакциям всего до семи секунд. Для сравнения, в системе SWIFT расчеты могут занимать от трех до пяти дней. В ходе первого теста, проведенного между Гонконгом и Абу-Даби, одна из компаний расплатилась с ближневосточным поставщиком с помощью цифрового юаня. Средства были переведены в обход шести банков-посредников, которые обычно участвуют в системе SWIFT, и были получены в режиме реального времени посредством технологии распределенной бухгалтерской книги. Согласно отчетам, комиссия за обработку снизилась на 98%.
Создание общей платформы финансовых расчетов с АСЕАН имеет поистине стратегическое значение. Во-первых, она укрепит сотрудничество между Китаем и АСЕАН, сделает прямые иностранные инвестиции и торговые потоки гораздо более упорядоченными. Во-вторых, будет поощрять страны АСЕАН использовать юань на региональном уровне, что, конечно же, усилит их зависимость от Китая и его политики в будущем. В-третьих, существует пилотная зона свободной торговли, где будут осуществляться цифровые платежи в юанях, что будет способствовать дальнейшему развитию торговли между этими странами.
Перенос акцента на страны АСЕАН, а не на западных партнеров – блестящий ход Китая, который еще больше укрепит его роль как региональной державы. За последнее десятилетие торговля между Китаем и АСЕАН пережила значительный рост. В 2022 году объем торговли достиг примерно $975 млрд, что на 120% больше, чем в 2013 году, и АСЕАН стала крупнейшим торговым партнером Китая. За первые пять месяцев 2023 года объем торговли между Китаем и АСЕАН достиг 2,66 трлн юаней (около $400 млрд), что составило 15,4% от общего объема внешней торговли Китая за этот период.
Важно подчеркнуть, что создание новой платформы для использования цифрового юаня в трансграничных расчетах не имеет никакого отношения к стоимости золота. Доллар США не обеспечен золотом. Хотя снижение спроса на американский доллар в конечном итоге произойдет, он не будет заменен золотом. Этот сдвиг указывает на многополярность валют, а не на то, что нужно спешить покупать золото. Со временем спрос на доллар США будет снижаться, и это еще один шаг к многополярности валют, что соответствует долгосрочным целям БРИКС+.
Время появления новой системы трансграничных расчетов очень важно. Китай сообщил о ней как раз в тот момент, когда президент США Дональд Трамп ввел новые тарифы против многих иностранных государств. Вероятно, такой шаг был задуман как демонстрация силы со стороны Соединенных Штатов, чтобы показать, что они все еще обладают экономической мощью. Однако в реальности это привело к экономическим потрясениям как внутри страны, так и за рубежом, а реакция на тарифы была далеко не благоприятной.
Дональд Трамп о тарифной войне и конфликте на Ближнем Востоке
Президент США Дональд Трамп ответил на вопросы журналистов во время встречи с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в Овальном кабинете.
Биньямин Нетаньяху поблагодарил Дональда Трампа за приглашение в Белый дом, подчеркнув, что США всегда были «замечательным другом Израиля» и всегда оказывали поддержку стране.
Одной из ключевых тем встречи стало обсуждение тарифов. Нетаньяху сразу же сообщил, что Израиль намерен устранить торговый дефицит с США.