В Соединенных Штатах продолжается самый длительный в истории полный шатдаун федерального правительства. Финансирование всех ведомств остановлено, и конца кризису пока не видно.
Конгресс не может договориться о временном бюджете, а Белый дом, по словам профессора политологии Брауновского университета Венди Шиллер, старается всеми способами смягчить последствия шатдауна.
Шиллер отметила в интервью Bloomberg, что за последние пятнадцать лет Конгресс США не раз доказывал, что способен прийти к соглашению только в самый последний момент, когда кризис становится неизбежным. Сейчас такого давления нет: Белый дом использует право перераспределять бюджетные средства, если это необходимо в интересах общего блага, согласно положению, закрепленному в Конституции. Благодаря этому продолжают работать военные, службы безопасности, транспортные ведомства. Пока критически важные структуры функционируют, общественное недовольство не растет, поэтому Конгресс не торопится с решением.
Какими будут последствия остановки работы правительства США?
Последствия шатдауна становятся все ощутимее для экономики и людей. Сотни тысяч федеральных служащих не получают зарплату, многие отправлены в вынужденные отпуска. Особенно тяжело в регионах, где большая часть рабочих мест связана с государственными структурами – например, на западе страны, где находятся национальные парки, и в аграрных штатах, зависящих от федеральных субсидий. Сенатор-республиканец Джон Тьюн уже обратился к Белому дому с просьбой о помощи фермерам, пострадавшим от китайских торговых ограничений. По словам Шиллер, именно такие ситуации усиливают давление на республиканцев – не только из-за шатдауна, но и из-за последствий экономической политики администрации.
Политическая ответственность за кризис распределяется неравномерно. По словам Венди Шиллер, демократы пока сохраняют единство, делая акцент на росте стоимости медицинских страховок и необходимости сохранить налоговые льготы для участников программы Obamacare. Однако именно социальные программы, которые традиционно поддерживает Демократическая партия, сильнее всего страдают от остановки работы правительства: их финансирование заморожено, что ослабляет позиции демократов в долгосрочной перспективе.
В Сенате тем временем растет усталость и раздражение. После десяти безуспешных голосований законодатели признали, что кризис может затянуться. Сенатор Джон Кеннеди прямо заявил, что шатдаун продлится еще долго. Спикер Палаты представителей Майк Джонсон предупредил в свою очередь, что страна движется к одному из самых затяжных бюджетных конфликтов, если демократы не пойдут на уступки. Однако демократы отказываются поддерживать временный бюджет без гарантий сохранения медицинских программ.
Участники обеих партий начинают задумываться о возможных последствиях затяжного шатдауна. Республиканцы предупреждают о риске сбоев авиасообщения ко Дню благодарения, если правительство не заработает. По словам Венди Шиллер, тревога растет даже внутри самой партии. Многие республиканцы из традиционно «красных» округов осознают, что именно их избиратели – федеральные служащие и сотрудники государственных структур – первыми столкнутся с проблемами из-за остановки работы правительства.