В России обрушились продажи смартфонов, сообщают СМИ со ссылкой на ретейлеров. Так, по итогам третьего квартала 2025 года, по данным МТС, в денежном выражении они упали на 23% к аналогичному периоду 2024-го, а в натуральных единицах – на 19% год-к-году. Также важно отметить, что сокращение продаж смартфонов сопровождалось одновременно снижением средней стоимости покупки, которая в третьем квартале снизилась более чем на тысячу рублей или на 4,6% год-к-году.
По данным Росстата, в августе в годовом выражении цены на телерадиотовары, снизились на 8,1%, а по сравнению с июлем смартфоны подешевели сразу на 2,1%, оказавшись одними из лидеров падения цен в группе непродовольственных товаров за месяц. Падение цен смартфонов, на наш взгляд, связано, во-первых, с увеличением доли китайских брендов на российском рынке из-за санкций, во-вторых, со снижением спроса российских покупателей на iPhone от Apple из-за высокой цены, в-третьих, со снижением «престижности» премиальных смартфонов в России и переключением потребителей на менее дорогие марки, но не уступающие мировым лидерам продаж смартфонов по качеству и функциональности.
В МТС оценили долю продаж китайского бренда Xiaomi на российском рынке в натуральном выражении в 21%, что является максимальной долей, на втором и третьем местах по продажам в штуках идут бюджетные китайские бренды Realme и Tecno с долями около 13% у каждого. В денежном выражении лидером продаж в России пока по-прежнему являются Apple с флагманским смартфоном iPhone (24%) и Samsung (23%), главным образом, из-за их высоких цен, а Xiaomi в денежном выражении занимает только третье место по продажам с долей в 14%, как подсчитали в МТС.
Однако цены на некоторые ведущие мировые бренды смартфонов в России тоже снижаются: например, по нашей оценке, смартфоны Samsung класса S в текущем году можно купить в Москве на 20-50% дешевле, чем пять лет назад, при том, что инфляция за этот период выросла вдвое. На наш взгляд, тенденция к снижению цен смартфонов в России может к концу года замедлить темпы падения продаж примерно до 16-18% в натуральных единицах и до 20-22% в денежном выражении, особенно с учётом приближающихся новогодних праздников. Однако тенденция смещения спроса потребителей в сторону более дешёвых марок, в основном, китайских, в России будет сохраняться как минимум до отмены санкций, по нашему прогнозу.