Центробанк обеспокоен низким уровнем финансовой грамотности населения и рекомендует россиянам не переводить свободные деньги в бытовую технику и электронику, заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов на конференции, посвященной введению курса финграмотности в школах.
Швецов отметил, что в кризисные времена население должно сберегать средства, а не покупать на них телевизоры, – это будет более рациональным поведением. «Оно (население) должно понимать, что завтра может потерять рабочее место, поэтому склонность к сбережениям здесь должна превалировать над склонностью к потреблению», – подчеркнул первый зампред ЦБ.
По его словам, уровень финансовой грамотности в России все еще ниже, чем в развитых и некоторых развивающихся странах. К примеру, в Китае в инструменты фондового рынка инвестируют примерно 100 млн человек, тогда как в России – только 80 тысяч.
Введение нового предмета в школах должно способствовать улучшению ситуации: благодаря этой мере страна получит финансово грамотное население за 10-15 лет, считает Швецов.
«Основы финансовой грамотности создадут основы уверенности человека в завтрашнем дне. И если часть потребностей удовлетворяется через инвестиции на рынке акций, люди должны пользоваться в том числе этим инструментом», – пояснил он.
С 2016 года курс финансовой грамотности российские девятиклассники будут проходить на уроках обществоведения. Информации о кредитах, пенсиях и налогах будет уделяться около 30% времени, отведенного на предмет.
Ранее глава ВТБ24 Михаил Задорнов рассказал, что на сильное ослабление рубля к доллару и евро в начале 2016 года россияне отреагировали привлечением новых кредитов, в том числе на покупку бытовой техники. По его словам, это может свидетельствовать об отходе россиян от сберегательной модели и сокращения расходов.
Напомним, что в декабре 2014 года на фоне обвала рубля россияне бросились опустошать магазины бытовой техники и электроники. После того как курс российской валюты стабилизировался в первой половине 2015 года, потребители начали избавляться от закупленных впрок телевизоров и стиральных машин, теряя при этом в цене.