Нобелевский лауреат, автор бестселлера о пузырях «Иррациональный оптимизм», профессор экономики Роберт Шиллер в интервью Quartz назвал биткоин «отличным примером пузыря среди ныне существующих». Впрочем, это далеко не единственный масштабный пузырь нашего времени.
Вспомните самые яркие примеры пузырей?
Лучший пример – биткоин. И я думаю, что это связано с мотивирующим моментом в истории биткоинов. И я видел, как это действует на моих учеников в Йельском университете. Вы начинаете говорить о биткоине, и они в восторге! И я подумал, что же так их волнует? Попробуйте посмотреть на это как гуманитарии. Что такое биткоин?
Его история начинается с Сатоши Накамото – помните его? Таинственная фигура, которая то ли реальна, то ли нет. Но его никто так и не обнаружил. И тут есть приятный момент тайны. Кроме того, у биткоина есть умная идея о шифровании, блочной цепочке и публичных записях. Почему-то идея настолько сильна, что правительства не могут ее остановить. Не могут это регулировать. Это похоже на страх в истории нашего времени.
Если вы посмотрите на третье издание Irrational Exuberance («Иррационального оптимизма»), то я там утверждаю, что есть фундаментальный страх перед диджитализацией и компьютеризацией. Люди задаются вопросом, где их место в этом новом мире. Что будет через 10, 20 или 30 лет, будет ли у них работа и вообще что-нибудь?
Биткоин вписывается в это, так как дает ощущение неких полномочий: я понимаю, что происходит! Я могу спекулировать, и я могу быть богатым от понимания этого! Такой подход является решением против фундаментальных страхов. Поэтому я пытаюсь деконструировать историю биткоина. Большие вещи случаются, если кто-то изобретает правильную историю и обнародует ее.
Так биткоин пузырь, или самый большой пузырь?
Я не знаю, как это классифицировать. Но у меня есть ощущение, что людям он интересен. Сейчас людям интересен – Дональд Трамп. Возможно, вы слышали об этом парне. Просто потрясающе, как он доминирует, и я думаю, что у него есть гениальность в распознавании историй. Он умеет прислушиваться к аудитории и распознавать, что ей движет.
Его история также связана с этими фундаментальными страхами, о нашем месте в новом оцифрованном обществе. И это то, о чем он говорит, он представил историю, где вы как избиратель можете добиться успеха в этом новом мире, и поэтому Трамп настолько популярен. Эти идеи сродни эпидемии.
Вы говорите про роль интернета в раздувании пузырей. Но разве он не позволяет сделать доступ к информации более демократичным? Кто-то может широко распространять свои взгляды без редактуры? Что и делал Трамп через Twitter.
Одна действительно важная вещь, которая произошла, состоит в том, что репутация, похоже, не так важна на данном этапе истории. Может, ситуация еще изменится. У вас есть средства массовой информации, которые заработали свою репутацию благодаря честности. Однако при этом как вирус развились теории заговора о том, что такие люди как Ротшильды или Джордж Сорос, или еще кто-то, находятся в заговоре, чтобы уничтожить Америку, поэтому они купили СМИ и контролируют их.
Такие истории провоцируют появление пузырей. Трамп может озвучивать такие вещи, о которых никто больше не говорит, но многие думают. Он также узаконивает богатство. Еще недавно мы испытывали некое презрение к богатым людям. А теперь есть президент миллиардер, и он рад сообщить, что вы тоже можете быть богатыми. История Трампа помогает раздуть все виды пузырьков, а не только биткоин. Я думаю, что надуваются пузыри на рынке жилья и пузырь на фондовом рынке прямо сейчас.
Ваш коэффициент САРЕ (цена/прибыль за последние 10 лет) свидетельствует о пузыре на фондовом рынке?
У меня есть еще один показатель, который вы можете найти на моем сайте, на который не обращают внимания многие люди. С 1989 года я занимаюсь анкетированием индивидуальных и институциональных инвесторов. Я делаю это долгое время, не обращая на это особого внимания…У меня есть то, что я называю индексом достоверности оценки. …Уверенность в оценках находится на самом низком уровне, который был с 2000 года. Другими словами, люди считают, что рынок слишком высоко оценен. Им не нужно смотреть на CAPE. Люди думают об этом. Я знаю это. И индивидуальные, и институциональные инвесторы, все мы живем во времена недоверия к рынку.
Единственный раз, когда недоверие к рынку было ниже после 1989 года, так это в 2000 году. Примерно на 2000 год пришелся пик пузыря dot-com. Похоже, что нынешний менталитет людей несколько похож на мышление людей в период dot-com. И это приводит нас к FANGs (Facebook, Amazon, Netflix и Google), а также к высокотехнологичным компаниям, вероятно, более захватывающим чем в 2000 году.
2000 год был похож на 1849 год, когда бушевала золотая лихорадка. Идея как вирус действовала на людей, приезжающих на Запад в 1849 году в поисках золота. Настало время, вы не можете ждать до 1850 года! Вы должны сделать это сейчас! То же самое было в 1999 году или около того, когда выходили истории некоторых интернет-компаний, и люди говорили, вы знаете, что это будущее.Подписывайтесь на Financial One в соцсетях:
Facebook || Вконтакте || Twitter || Youtube