Российский рынок репо постепенно приспосабливается к жизни в условиях западных санкций, но его участники не видят в обозримом будущем реальных источников ликвидности помимо Банка России – к такому неутешительному выводу пришли спикеры X Международного репо-форума в ходе дискуссии 11 декабря. Несмотря на то, что на рынке создаются новые инструменты, способные повысить ликвидность сделок и сдержать скачки волатильности, инвесторы все чаще проявляют излишнюю осторожность, требуя сократить сроки по операциям.
По словам Денис Козуба, соруководителя подразделения торговых операций на денежном рынке «Сбербанк CIB», первый страх у клиентов перед западными санкциями, которые лишили российские банки и госкомпании рефинансирования за рубежом, уже прошел. Сделки репо заключаются достаточно активно, а некоторое сокращение их объемов с начала года связано, главным образом, с тем, что Центробанк РФ перешел от аукционов «овернайт» к недельным операциям.
Вместе с тем Козуб посетовал, что участники рынка практически не проводят операции сроком больше месяца. «В секторе «длинных» сделок ситуация совсем точечная. Они просто-напросто перетекли в категорию private banking, став более эксклюзивным продуктом», – отметил он. По словам финансиста, на рынке зафиксирован рост операций репо с центральным контрагентом, причем 30% всех открытых позиций в настоящее время приходятся на нерезидентов.
В свою очередь, Александр Щеглов, заместитель гендиректора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), выразил обеспокоенность по поводу усиления влияния Центробанка РФ на рынке репо. «Ключевой игрок сейчас – это Банк России. Все сделки совершаются ровно в тот день, когда их совершает регулятор. Это не совсем здоровая ситуация. Думаю, в текущих условиях, рынок нуждается в двух составляющих: плавающей ставке и плавающих сроках по операциям», – заявил финансист.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что в настоящее время у рынка действительно нет иного источника финансирования кроме национального регулятора. Портфели с иностранными контрагентами постепенно сокращаются, американские и европейские банки резко уменьшили свое присутствие в российской финансовой отрасли, а азиатские партнеры совсем не спешат им на смену. «Да, интерес со стороны Азии есть, но очень специфический и направлен, прежде всего, на инфраструктурные проекты»,– подчеркнул Александр Щеглов.
По оценкам Сергея Устикова, главы трейдинга в департаменте брокерских услуг «Промсвязьбанк», денег от Запада и Востока Россия не увидит еще лет семь. Банкир сравнил сложившуюся ситуацию с периодом между 1992 и 1998 годами, когда рынок мог надеяться только на ЦБ РФ. Олег Борунов, руководитель управления репо «ВТБ капитала» добавил, что иностранные банки, подчинившись санкционным предписаниям, не только перестали кредитовать банковский сектор России, но и заморозили с ним отношения, в том числе и с точки зрения заключения торговых договоров. «Это было для нас неприятным сюрпризом», – заметил Борунов.
В завершение сессии выступила Алина Акчурина, управляющий директор по развитию систем управления обеспечением НРД, которая рассказала о новациях на рынке репо. В частности, речь шла о сделках с Федеральным казначейством, которое собирается размещать средства из остатков на едином счете через операции репо. По словам Акчуриной, подробная информация о новом инструменте появится на сайте Национального расчетного депозитария до конца недели.
Следует отметить, что в первый день форума – 10 декабря – зампред ЦБ РФ Сергей Швецов также рассказал присутствующим о нововведении на рынке репо – сделках с клиринговыми сертификатами участия. Московская биржа намерена начать проведение операций с этим инструментом в 2016 году.