Сегодня Центральный банк официально объявил об отмене границ валютного диапазона и отказе от обязательных интервенций. По мнению экспертов, это решение является абсолютно правильным и последовательным, хотя его стоило принять значительно раньше.
В официальном сообщении Банка России говорится, что с 10 ноября будут отменены границы допустимого колебания бивалютной корзины и запланированные интервенции. По мнению регулятора, такой подход позволит российской экономике более быстро реагировать на перемены во внешней конъюнктуре и повысит ее устойчивость к негативным шокам.
При этом процесс адаптации валютного рынка к новому механизму курсовой политики займет еще некоторое время, в ходе которого динамика основных валют к рублю может показывать сильную волатильность. Также ЦБ отмечает, что он вправе в любой момент выйти на рынок, если увидит угрозу финансовой стабильности. «Мы будем выходить на валютный рынок с интервенциями в любой момент и в тех объемах, которые необходимы для того, чтобы сбить ажиотажный спекулятивный спрос», — рассказала сегодня глава Центрального банка Эльвира Набиуллина телеканалу «Россия 24».
По ее словам, для снижения давления на российскую валюту ЦБ также на какое-то время будет ограничивать предоставление банкам рублевой ликвидности, которая по ее мнению идет не только на финансирование реального сектора экономики, но и для спекуляций на валютном рынке. Напомним, что на прошлой неделе общая задолженность кредитных организаций перед Банком России достигла абсолютных рекордов и превысила 6 трлн рублей.
По мнению начальника аналитического отдела УК «Русский Стандарт» Сергея Суверова, отмена валютного коридора давно ожидалась и произошла в соответствии с планами ЦБ по переходу на свободное курсообразование. «Из-за этого волатильность рубля повысится, но предпринятые шаги сделают его более рыночной валютой. Я поддерживаю это решение, поскольку в нынешней ситуации это поможет сберечь золотовалютные резервы, что, в свою очередь, снизит риски негативного пересмотра суверенных рейтингов России», - говорит он.
При этом эксперт подчеркивает, что во всех развитых государствах никакого валютного коридора нет. «Этот механизм пока сохранился в Китае и некоторых странах бывшего СССР - Белоруссии, Украине и Казахстане», – добавляет он.
В свою очередь, руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Дмитрий Коршунов считает, что в том или ином виде «привязка» национального курса к резервным валютам существует в очень многих развивающихся странах.
«Если говорить о количестве стран, то плавающий курс является в этом смысле более редким явлением. Однако если судить по объему рыночных торгов, то картина меняется: обычно жесткий курс свидетельствует о низкой ликвидности валюты. Отсюда могут следовать резкие скачки в случае атак спекулянтов. Для стабилизации динамики центральным банкам приходиться проводить интервенции, что не всегда достигает своей цели», - пояснил он в разговоре с Financial One.
По его словам, привязка национального курса к другим валютам нивелирует эффект воздействия на экономику от изменения центральным банком процентных ставок, поскольку такая фиксация фактически импортирует чужую денежно-кредитную политику.
«Сейчас у Банка России по сути нет другого выбора, кроме того как постепенно снижать свое воздействие на курс и увеличивать тем самым эффективность своей процентной политики, которая, прежде всего, сфокусирована на таргетировании инфляции. Сегодняшнее решение я считаю абсолютно правильным и последовательным. Возможно, стоило принять его еще в январе, когда рубль был значительно крепче», - добавил он.
Напомним, что в октябре Банк России провел валютные интервенции на общую сумму в $30 млрд. При этом курс рубля упал за этот период примерно на 15% к доллару США. На сегодняшнее решение рынок отреагировал укреплением национальной валюты почти на 3%. Не менее активно рос и индекс РТС, в расчет которого заложена долларовая составляющая. Индекс ММВБ также поднялся, но лишь на процент.