Акции, облигации и валюты большинства стран с формирующейся экономикой заметно укрепились на фоне ослабления доллара США, который опустился к минимальным уровням за последние четыре года.
Снижение курса доллара стало ключевым фактором, который сместил фокус глобальных инвесторов с американских активов на рынки за пределами США, пишет издание Financial Times.
Какие результаты показывают развивающиеся рынки?
В январе фондовые индексы Турции, Бразилии, Южной Африки, Чили, Мексики и Тайваня выросли как минимум на 10% в долларовом выражении. Рынки Колумбии и Южной Кореи показали рост более чем на 20%. Укрепление сопровождалось ростом национальных валют и цен на сырье, а также перераспределением инвестиций в пользу азиатских производителей полупроводников, которые стали ключевыми поставщиками для компаний, работающих в сфере искусственного интеллекта.
Валюты Бразилии, Мексики, Чили и Южной Африки входят в число лучших по динамике среди крупных валют с начала года. Бразильский реал, мексиканский песо, чилийский песо и южноафриканский рэнд укрепились к доллару на 5-6% с учетом доходности, обеспеченной относительно высокими процентными ставками в этих странах. Как отмечает один из стратегов Bank of America в комментарии Financial Times, макроэкономические показатели развивающихся стран улучшаются уже несколько лет, однако интерес глобальных инвесторов активизировался только после ослабления доллара.
В последние годы центральные банки развивающихся стран удерживают ключевые ставки значительно выше инфляции. Такая политика направлена на сохранение капитала в условиях роста процентных ставок в США, который с 2022 года поддерживал устойчивое укрепление доллара. По оценке аналитиков Morgan Stanley, текущий этап цикла показывает, что регуляторы развивающихся стран начали получать отдачу от более жесткой и предсказуемой денежно-кредитной политики, что повысило доверие инвесторов.
Перераспределение глобального капитала в пользу развивающихся рынков
Индекс MSCI Emerging Markets с начала января вырос почти на 11% после роста на 31% в 2025 году, показав лучший результат с 2017 года. Совокупная капитализация компаний, входящих в индекс, в 2026 году увеличилась более чем на $1 трлн и достигла $28 трлн против $21 трлн в начале прошлого года. Для сравнения, индекс MSCI World прибавил около 2,8%, а индекс S&P 500 – лишь 1,6%.
Дополнительным подтверждением устойчивого тренда на рост стала динамика потоков капитала. Согласно данным Bank of America, в прошлом году фонды с долгосрочной стратегией приобрели акции азиатских рынков за пределами Японии на сумму $109 млрд и еще $59 млрд вложили в другие развивающиеся рынки. Одновременно они сократили вложения в американские акции примерно на $160 млрд.
Заметную роль в росте индексов сыграли компании полупроводникового сектора Тайваня и Южной Кореи, которые обеспечивают значительную часть цепочки поставок для американских разработчиков решений в области искусственного интеллекта. Эти компании сегодня занимают крупный вес в индексе MSCI Emerging Markets. В Южной Африке рост пришелся на акции горнодобывающих компаний и банков, что позволило основному индексу страны обновить исторические максимумы.
Ослабление доллара традиционно поддерживает рынки развивающихся стран, поскольку их фондовые индексы и валюты исторически демонстрируют обратную корреляцию с американской валютой. При этом, как отмечает Financial Times, доллар остается относительно сильным по историческим меркам, и его текущее снижение нельзя назвать масштабным. Это означает, что потенциал перераспределения капитала может сохраняться и в дальнейшем.
Рост интереса инвесторов к облигациям развивающихся стран
Рост затронул не только акции, но и долговые рынки. Индекс облигаций развивающихся стран в национальной валюте, рассчитываемый JPMorgan, вырос более чем на 2% с начала года после доходности около 19% в 2025 году. Для сравнения, доходность американских высокодоходных облигаций за тот же период остается ниже 1%. Особенно сильную динамику показали облигации стран Латинской Америки, где почти 6% доходности обеспечено преимущественно валютным фактором.
Управляющие активами подчеркивают, что речь идет не о массовом выходе инвесторов из долларовых активов, а о размещении нового капитала с учетом необходимости диверсификации. локальные облигации развивающихся стран инвесторы рассматривают как альтернативу долларовым инструментам.
Рынок облигаций в национальной валюте в развивающихся странах сегодня оценивается почти в $25 трлн, что сопоставимо с объемом рынка казначейских облигаций США. Однако в течение последнего десятилетия доля иностранных инвесторов в этих активах оставалась практически неизменной из-за сильного доллара. Лишь в прошлом году ситуация начала меняться. По данным EPFR, за неделю с 19 января инвесторы направили в фонды локальных облигаций развивающихся стран $1,5 млрд – максимальный недельный приток с 2018 года.