В начале недели российские инвесторы познали новую грань биржевого риска.
Речь идет о технических накладках, неожиданно возникших на объединенной торговой площадке ММВБ-РТС после старта вечерней сессии.
От лица редакции журнала F&O попробуем выразить свой взгляд на ситуацию.
Основные претензии трейдеров, судя по сообщениям в Сети, заключаются в получении некорректных остатков и позиций на своих торговых счетах вечером 19 декабря. Заметим, что перед этим в субботу брокерами совместно с биржей были проведены тестовые торги, при которых в качестве нагрузки использовались случайные данные и искусственно сгенерированные сделки, но по реальным счетам существующих клиентов. Как известили F&O сотрудники ряда брокерских компаний, подобная практика применялась не единожды, из-за высокой трудоемкости процедуры заведения в систему виртуальных счетов. В соответствии с планом тестирования к открытию реальных торгов в понедельник данные были удалены, но, как впоследствии выяснилось, не полностью. Таким образом, в систему попали данные «виртуальных» сделок. Это и явилось причиной возникновения на счетах клиентов позиций и лимитов, оторванных от реальности.
Справедливости ради отметим, что благоразумные участники торгов, увидев в своем биржевом терминале значения, явно не соответствующие действительности, предпочли прояснить ситуацию у своего брокера или просто подождать. Именно это и уберегло многих от лишней траты сил и нервов. Однако были и те, кто предпочел внести изменения в заведомо некорректные позиции – «вручную» или за них это сделали роботы.
Если в результате этих операций возникли убытки, то, на наш взгляд, здесь ответственность лежит, прежде всего, на самих трейдерах. В самом деле, «продвинутым» спекулянтам все же стоит иногда прислушиваться к голосу разума и банальной логики.
Представьте: вы вдруг замечаете, что на ваш банковский счет (как впоследствии выяснятся, в результате банковской ошибки) ни с того, ни с сего свалилась кругленькая сумма, которую вы тут же тратите на удовлетворение своих безграничных потребностей. А потом, естественно, получаете претензии от банка.
Если с первыми (не проводившими операции) и вторыми (совершившими сделки) все более или менее ясно, то с третьей категорией пострадавших не все так однозначно. Это гипотетическая группа инвесторов, по счетам которой в результате некорректного отображения информации операции были проведены риск-менеджерами брокерских компаний. Причем необходимо учитывать, что финансовые посредники могли использовать автоматизированные системы выставления маржин-коллов и принудительного закрытия торговых позиций клиентов. В такой ситуации число потенциальных виновников возможных убытков однозначно увеличивается.
Что касается размеров потерь, понесенных участников торгов в результате технической ошибки, приводимых некоторыми СМИ (в частности, называлась сумма 14 млрд рублей), они, очевидно, не соответствуют действительности. Основываясь на информации по объемам торгов, можно сделать вывод, что даже теоретически возможные убытки по торговым операциям, совершенным всеми участниками с 19:00 до 19:15 19 декабря, ниже на несколько порядков.
Проанализируем реакцию биржи на эти события. Естественно, сразу после обнаружения некорректных данных торги были приостановлены. Кроме того, о нештатной ситуации незамедлительно были извещены брокеры, их клиенты (сообщения в терминале) и ФСФР.
Далее последовал «разбор полетов». В четверг, 22 декабря, состоялось заседание Комитета по срочному рынку объединенной биржи, где было принято решение о создании рабочей группы для уточнения причин произошедшего и подготовки предложений по изменению процедур взаимодействия организатора торгов и брокеров, в целях предотвращения подобных ситуаций в будущем.
Исторически так сложилось, что далеко не все брокеры ведут собственный учет позиций клиента на срочном рынке. Многие биржевые посредники делегируют эти функции организатору торгов, всецело полагаясь на данные биржи. На наш взгляд, единственно верным вариантом было бы применение дублирующих систем расчета клиентских позиций на стороне брокера. Такой подход позволил бы избежать возникшей 19 декабря нештатной ситуации.
В связи с этим, члены Комитета предложили рабочей группе сформулировать рекомендации для брокеров в части использования соответствующих данных, а также ответственности последних за предоставленную их клиентам информацию.
Также на Комитете было рекомендовано подготовить предложения по изменению функционирования сертифицированных систем робототорговли в части контроля достоверности информации клиентских позиций.
Согласно информации из пресс-релиза, члены Комитета пришли к заключению, что проблемы клиентов каждой брокерской компании были индивидуальны, в зависимости от внутренних процедур и регламентов компаний. Для того, чтобы рассмотреть каждый случай отдельно, было принято решение создать электронный почтовый ящик (committee@micex.com), на который можно будет направлять описание своей проблемы.
Учитывая вышеописанное понимание ситуации, мы считаем, что произошедший технический сбой не носит системный характер. И хотя ответственность за произошедшее с организатора торгов никто (в том числе и сами представители ММВБ-РТС) не снимает, возникновение отрицательного финансового результата у некоторых участников торгов стало результатом одновременного действия нескольких факторов. Прежде всего, это недостаточный контроль за удалением из ядра биржи тестовых данных, отсутствие собственных систем расчета позиций на стороне брокеров и низкая финансовая грамотность отдельных трейдеров. Полагаем, что грамотные меры, предпринятые всеми заинтересованными сторонами, позволят гарантированно избежать повторения подобных ситуаций в будущем.