Кризис обеспечит российскую экономику драйверами, без которых ее устойчивое развитие оказалось бы невозможным, считают представители инвестиционной компании «Альфа-капитал». 5 февраля на встрече с журналистами эксперты группы поведали свой прогноз на этот год.
По словам директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики Владимира Брагина, тот тяжелый период, который сейчас переживает российская экономика, знаменует собой конец цикла потребления, основным драйвером развития которого был рост доходов населения. Благодаря высоким ценам на нефть, а позже - накопленным резервам, можно было позволить себе наращивание потребления и импорта. Однако сейчас эта модель должна измениться, и 2015 год – необходимая ступень на пути к долгосрочному экономическому росту.
«Сейчас много говорят о негативных последствиях экономического кризиса. Однако прежде, чем делать выводы, вспомним, какие прогнозы по поводу развития рынка мы строили еще полгода назад, – отметил эксперт. - Типичный прогноз 2014 года: цена на нефть колеблется в диапазоне $90-110 за баррель, сбалансированный бюджет и стабильный рубль, а также низкая безработица. И при всех этих, казалось бы, положительных показателях, никто не ожидает экономического роста более, чем на 3% в год. Стандартные ожидания колебались в районе 2-2,5%».
По словам эксперта, тот путь развития, на котором экономика страны пребывала до начала кризиса, является тупиковым, ведет к дальнейшему падению инвестиций и стагнации промышленного производства. За последние 20 лет основную часть инвестиций в производство и основной капитал производили сами компании или материнские структуры, а роль фондового рынка была невелика. Прибыль компаний планомерно сокращалась в пользу оплаты труда и увеличения налогов, у них оставалось чрезвычайно мало ресурсов для вложения средств. В итоге производительность труда упала, поток инвестиций пошел на убыль, рост зарплат остановился, а в 2014 году внутреннее потребление в принципе перестало быть драйвером роста.
«В такой ситуации существует три базовых сценария: инерционный, подразумевающий дальнейшее расходование резервов, эволюционный – в случае, если правительство пойдет на экономические реформы, и кризисный, – комментирует Брагин. - В текущей ситуации наилучшим из них, как мне кажется, является шоковый вариант: снижение цен на нефть, ослабление рубля и рост безработицы». По мнению экспертов, только такой вариант развития событий заставит правительство изменить экономическую политику: если при $100 за баррель убедить население в необходимости сокращения доходов было практически невозможно, сейчас появилась шанс принять непопулярные меры и списать их на внешние шоки. Кроме того, ускорение инфляции – это шанс сократить зарплаты за счет отказа от их индексирования. Все это создаст условия для долгосрочного роста экономики, развития импортозамещения и несырьевого экспорта. Уже по итогам 2015 года, согласно прогнозам группы, рост чистого экспорта может существенно поддержать российский ВВП.
В ходе презентации были выделены два ключевых риска развития экономики. Первый – это вмешательство правительства (прежде всего, поддержка занятости и индексация зарплат). Второй, менее вероятный – рост цены на нефть, который приведет к скачку индекса ММВБ и краткосрочному восстановлению рынка, однако будет иметь негативные последствия в долгосрочной перспективе.
Портфельный управляющий компании Эдуард Харин согласился с таким прогнозом, выразив надежду, что в ближайшие год-два российский рынок имеет все шансы стать одним из лучших рынков в мире по соотношению цена/качество. По его словам, с марта 2014 года отставание российского рынка в сравнении с другими развивающимися странами составило порядка 45%. Однако ослабление рубля дает России очень весомое преимущество. Поэтому с декабря 2014 года «Альфа-Капитал» существенно увеличил долю российских бумаг в своем портфеле.
Группа делает ставку на экспортеров, маржа которых существенно возросла после девальвации рубля и падения зарплат. Лучшим из них является металлургия, продемонстрировавшая 100% рост, вслед за ней идет нефтегазовый сектор (+40%). Причем металлургический сектор сейчас оказался в ситуации mispricing: аналогичная продукция производителей Европы и США стоит на 70% дороже. Это хорошая возможность для инвесторов заработать деньги для своих клиентов.
Потенциальную опасность для экспортеров Харин видит в возможном изменении налоговой нагрузки. Однако с учетом того, что показатель EBITDA всех металлургических компаний равен показателю компании «Лукойл», а выручка – существенно меньше, перспектива правительственного интереса к отрасли весьма сомнительна. Кроме того, в отличие от нефтегазовых предприятий, предлагающих стандартизированный продукт, металлурги предлагают на рынке тысячи экспортных наименований, и наложить пошлину на все практически невозможно. На текущий момент загрузка мощностей металлургических компаний равна 100%, а маржинальность выше, чем в пиковом 2007 году.
Второй перспективный сектор – нефтегазовый, также извлекающий существенную прибыль за счет девальвации. Отрасли, ориентированные на внутренний спрос, из-за сокращения доходов населения в ближайшие годы не порадуют хорошими результатами, считают в «Альфа-Капитале».